Это жизнь - портал для женщин

Целях нормального функционирования бюджетной системы. Основы и принципы функционирования бюджетной системы

По мнению Л.А. Дробозиной : Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие:

  • - единство бюджетной системы;
  • - разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • - самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • - полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • - сбалансированность бюджета;
  • - эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • - общее покрытие расходов бюджета;
  • - гласность;
  • - достоверность бюджета;
  • - адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
  • 1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
  • 2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ -- это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

З. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов:

  • 1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • 2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • З) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • 4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • 5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • 6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
  • 4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов , бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
  • 5. Сбалансированность бюджета -- каждый бюджет должен быть сбалансирован, то есть объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  • 6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
  • 7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
  • 8. Гласность -- это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
  • 9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  • 10. Адресность и целевой характер бюджетных средств -- бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. (ДробозинаЛ.А., с.236-238)

Вывод к 1 главе: Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

Рассмотрев бюджетную систему и бюджетное устройство, можно сделать некоторые выводы.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - Федеральный бюджет. Средства Федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства.

Бюджет государства - основной орудие перераспределения национального дохода.

К главным функциям бюджета можно отнести:

перераспределения национального дохода и ВВП;

государственное регулирование и стимулирование экономики;

финансовое обеспечение социальной политики;

контроль за образованием и использованием денежных средств.

Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Местных бюджетов.

В настоящее время бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет еврейской автономной области, десять окружных бюджетов и бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

В состав федерального и территориального бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющих целевое расходование средств. В числе таких фондов - дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (региональных и местных), в бюджетную систему входят государственный внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, а в настоящее время имеется явная тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет.

Функционирование бюджетной системы основано на следующих основополагающих принципах:

Принцип единства бюджетной системы РФ -- это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюдже-та, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет-ной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осу-ществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов , который означает:

1. право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской федерации;

3. законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4. право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять направление расходов соответствующих бюджетов;

5. право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6. недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

7. недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты отражения доходов и расходов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Росиийской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны показываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предполагает:

1. обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2. обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решения по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета - это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов расходов и доходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.


Бюджетная система РФ основана на ряде принципов:
  1. Единство бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов);
  2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы - закрепление соответствующих видов доходов полностью по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
  3. Самостоятельность бюджетов разных уровней - самостоятельность каждого уровня бюджетной системы по осуществлению бюджетного процесса, наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, законодательное закрепление регулирующих доходов соответствующих бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов и т.д.).
  4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов - все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления отражаются в обязательном порядке и в полном объеме и т. д.
  5. Сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить их необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
  7. Общее или совокупное покрытие расходов бюджета - все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета только при финансировании целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.
  8. Гласность - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
  9. Достоверность бюджета - надежность показателей прогноза социальноэкономического развития соответствующей территории, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  10. Адресность и целевой характер использования бюджетных средств -
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретным получателям с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
  1. Бюджетная классификация
Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Бюджетная классификация, утвержденная Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» (от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ, с изменениями от 8 августа 2001 г. № 127-ФЗ), является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и включает:
  • классификацию доходов бюджетов РФ - группировку доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения (Приложение А);
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ - группировку расходов бюджетов всех уровней, отражающую направление финансов на выполнение основных функций государства (Приложение Б);
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ - группировку расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - группировку заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - группировку заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - группировку долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ - группировку государственных внешних обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета - группировку расходов, отражающую распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.

Еще по теме Принципы функционирования бюджетной системы РФ:

  1. Вопрос 1.Характеристика бюджетного устройства и бюджетной системы.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Бюджетная система Российской Федерации – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации и закрепленная законодательно.

В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней (рис. 6).

Рисунок 6 – Структура бюджетной системы Российской Федерации

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федера­ции, само­стоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Россий­ской Федерации не включаются в федеральный бюд­жет, а местные бюджеты не включаются бюджеты субъектов РФ.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ представляет собой консолидированный бюджет РФ .

Основные параметры бюджетной системы РФ рассмотрены в таблице 7.

Таблица 7 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

млрд. рублей

Показатели
Доходы, всего 16 198,4 13 552,5 15 737,5 19 325,1 20 406,6 22 439,9 24 360,3
%% к ВВП 38,8 34,9 35,0 36,3 35,5 35,4 34,6
в том числе:
Федеральный бюджет 9 275,9 7 337,8 8 305,4 10 303,4 10 627,8 11 687,6 12 645,5
3 253,3 3 789,2 4 814,5 5 540,2 6 675,5 7 373,1 8 130,5
1 654,4 1 656,4 2 034,8 3 071,5 3 618,3 4 022,4 4 402,4
6 196,1 5 923,6 6 534,2 7 025,8 7 295,4 7 746,4 8 277,1
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 5 101,4 4 437,5 5 155,9 5 682,5 6 160,5 6 729,9 7 312,4
536,7 479,1 587,8 849,1 871,6 984,7 1 122,5
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 166,7 120,8 241,4 267,7 0,0 0,0 0,0
Расходы, всего 14 169,7 16 328,0 17 614,5 20 089,8 22 195,8 24 374,6 26 149,5
%% к ВВП 34,0 42,1 39,2 37,7 38,6 38,4 37,1
в том числе:
Федеральный бюджет 7 570,9 9 660,1 10 117,5 11 022,5 12 198,3 13 431,9 14 293,9
4 893,9 6 386,7 5 981,6 7 233,1 8 341,8 9 459,7 10 077,4
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 2 897,8 3 587,2 4 779,5 5 529,7 6 672,8 7 367,2 8 122,5
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 2 728,7 3 478,6 4 675,8 5 205,9 5 782,2 6 359,5 6 977,0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 250,5 6 252,9 6 634,1 7 081,9 7 516,8 7 942,7 8 425,9
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 6 047,0 5 983,6 6 369,3 6 801,7 7 200,2 7 570,7 7 972,6
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 500,1 479,1 587,8 849,1 871,6 984,7 1 122,5
Дефицит (-), всего 2 028,7 -2 775,5 -1 877,0 -764,7 -1 789,2 -1 934,7 -1 789,2
%% к ВВП 4,8 -7,2 -4,2 -1,4 -3,1 -3,0 -2,5


Характеристика бюджетной системы предполагает определение не только состава бюджетов, входящих в нее, но и принципов ее построения, взаимосвязи бюджетов и их взаимодействие.

В ст. 28 Бюджетного кодекса РФ определены следующие принципы бюджетной системы РФ:

1) единство бюджет­ной системы;

2) разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы;

3) самостоятельность бюджетов разных уров­ней;

4) равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6) сбалансированность бюд­жета;

7) результативность и эффективность использования бюджетных средств;

8) общее покрытие расходов бюджетов;

9) прозрачность (открытость);

10) дос­товерность бюджета;

11) адресность и целевой характер использова­ния бюджетных средств;

12) подведомственность расходов бюджетов и единства кассы.

1. Единство бюджетной системы - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюд­жетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодатель­ства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов и определению источников финансирования бюджетов за органами власти Российской Федера­ции, органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации и органами местного самоуправления.

3. Самостоятельность, важнейший принцип всех бюджетов, оз­начающий:

Право законодательных (представительных) органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджет­ный процесс;

Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законо­дательством Российской Федерации;

Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходова­ния средств соответствующих бюджетов;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирова­ния дефицитов соответствующих бюджетов;

Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходами расходов бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муници­пальных образований означает:

Определение бюджетных полно­мочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,

Установление и исполнение расход­ных обязательств,

Формирование налоговых и неналоговых до­ходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,

Определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных транс­фертов.

5. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюд­жетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муници­пальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумули­рованных в бюджетной системе Российской Федерации.

6. Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

7. Для достижения результативности и эффективности использования бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов орга­ны власти и получатели бюджетных средств должны исходить из не­обходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Общее покрытие расходов - все расходы бюджета должны по­крываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

9. Прозрачность (открытость) предполагает:

Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления ин­формации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

Обязательную открытость для общества и средств массовой ин­формации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государствен­ной власти, либо между законодательным (представительным) и ис­полнительным органами государственной власти.

10. Достоверность бюджета - это надежность показателей про­гноза социально-экономического развития соответствующей терри­тории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Адресность и целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Единство кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

Между органами власти различных уровней возникают отношения по по­воду формирования и использования бюджетных средств, такие отношения на­зываются межбюджетными отношениями . Иначе межбюджетные отношения – это объективно обусловленная сис­тема оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий.

Межбюджетные отношения включают в себя следующие ос­новные элементы:

Разграничение расходных обязательств между разными уровнями государственной власти;

Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы государства;

Межбюджетное перераспределение средств.

Межбюджетные отношения в РФ строятся на основе бюджетного федера­лизма.

Бюджетный федерализм отношения в государстве с федеративным уст­ройством между различными уровнями органов власти в части разграничения бюджетных прав и полномочий, налогов и других бюджетных доходов и расходов.

К основным принципам бюджетного федерализма относятся:

Сочетание интересов всех субъектов бюджетных правоотношений на всех уровнях бюджет­ной системы;

Равенство бюджетных прав субъектов федерации;

Четкое разграничение функций и полномочий между органами власти разных уровней;

Самостоятельность каждого бюджета, входящего в бюджетную систему;

Прозрачность межбюджетных отношений.

В Российской Федерации указанные принципы реализуются не в полной мере. Сохраняется высокая степень централизации бюджетных ресурсов на федеральном уровне, самостоятельность подавляющего большинства региональных и местных бюдже­тов носит формальный характер. В последние годы чрезвычайно быстрыми темпами растут расходы этих бюджетов за счет пере­дачи расходных полномочий на региональный и местный уров­ни без адекватной передачи доходных источников. Это ведет к несбалансированности большинства местных бюджетов, росту их дефицитов и росту муниципального долга.

Выделяют следующие модели бюджетного федерализма :

Централизованная модель бюджетного федерализма предполагает разграничение пол­номочий бюджетов по расходам, не сопровождающихся наличием у них собствен­ных источников доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета. Са­мостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму.

Децентрализованная модель бюджетного федерализма определяется при­знанием высокой степени самостоятельности региональных и местных бюдже­тов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. Полномочия в сфере расходов равны полномочиям в сфере доходов. Однако при этой модели проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства затруднено, так как федеральные органы власти испытывают трудно­сти при контроле макроэкономических государственных программ, и действия региональных и местных властей могут вступать в противоречия с федераль­ным центром.

Для комбинированных моделей бюджетного федерализма характерны следующие особенности:

1. Использование горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания (вертикальное выравнивание подразумевает соответствие между объемом доходов и расходов бюджетов и погашение дефицитов бюджетов за счет федерального бюджета; горизонтальное выравнивание предполагает про­порциональное распределение налогового бремени между субъектами федера­ции для снижения неравенства налоговых возможностей различных террито­рий).

2. Повышение ответственности федерального центра за создание усло­вий для социально- экономического развития регионов, что сокращает самостоятельность регионов и увеличивает необходимость контроля со стороны центра.

3. Значительная доля бюджетных трансфертов из вышестоящих бюд­жетов нижестоящим.

Существующий бюджетный федерализм в России тяготеет к централизо­ванному типу, где субъекты имеют различную степень бюджетной самостоя­тельности (т.е. высокие или низкие возможности формирования доходной части бюджета).

По этому признаку все субъекты РФ можно разделить на доноров и реципи­ентов. Регионы-доноры имеют высокую степень бюджетной самостоятельно­сти и, не смотря на то, что примерно 50% налогов отчисляют в федеральный бюджет, свои потребности финансируют только за счет собственных доходов (не финансовой помощи). Регионы-реципиенты имеют низкую степень бюд­жетной самостоятельности, и в их доходах обязательно присутствует финансо­вая помощь (до 80%), свои потребности финансируют, в основном, за счет по­ступлений из федерального бюджета.

Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить сле­дующие основные проблемы во взаимоотношениях между уровнями власти.

1. Проблема, связанная с определением доходов каждого из уровней бюджета. Сегодня в России налоговые доходы все больше концен­трируются в федеральном бюджете, что формирует «налоговые ножницы», характеризующие процесс «перекачки» налогового по­тенциала в федеральный бюджет.

2. Проблема, связанная с определением расходных полномочий. При одновременной концентрации доходов в центре основная масса социально значимых задач «сбрасывается» на уровень субъектов Фе­дерации и местные органы власти, в результате все бюджеты ниж­них уровней власти имеют дефицит. В результате в субфедеральных бюджетах возникает временной разрыв между движением денежных средств из регионального бюджета в федеральный и из федерального в субфедеральный. Поэтому субъекты вынуждены для погашения разрыва использовать кредиты и займы.

В России проблемы бюджетного федерализма настолько обострились, что при пассивной роли государства среди ряда регионов создались многократные увеличения разрывов по уровню доходов их населения и экономическому развитию.

Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

ь принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;

ь принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

ь принцип самостоятельности бюджетов;

ь принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

ь принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

ь принцип сбалансированности бюджета;

ь принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;

ь принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

ь принцип прозрачности (открытости)

ь принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

ь принцип гласности;

ь принцип достоверности бюджета;

ь принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;

Принцип единства бюджетной системы - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Принцип заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства.

В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т. п.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов является важнейшим и означает:

  • 1. Право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • 2. Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;
  • 3. Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • 4. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • 5. Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • 6. Недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Выделяют бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто -- только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип гласности означает:

  • o обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного органа или между исполнительным и законодательным органами государственной власти;
  • o обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений.

Принцип достоверности бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованы и правильны. Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т. е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране, хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!