Это жизнь - портал для женщин

Что такое десятина определение. Десятина, налог на церковь или пожертвование? опрос

[евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины.

Ветхий Завет

О Д. впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме, к-рый передал 10-ю часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего (Быт 14. 18-20; христологическое толкование см.: Евр 7. 4-9). Патриарх Иаков в Вефиле обещал отдать Богу Д. из всего, что имеет, если Он сохранит его в пути и поможет благополучно вернуться домой (Быт 28. 20-22). Несмотря на то что эти повествования, по-видимому, указывают на древнейшие центры принесения Д. (Иерусалим и Вефиль), они не могут свидетельствовать о том, что эта практика была регулярной или общеобязательной в подразумеваемый исторический период. Наиболее раннее свидетельство о регулярной Д.- слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам 4. 4; VIII в. до Р. Х.).

В кн. Исход содержится предписание приносить начатки плодов (Исх 23. 16, 19; 34. 26), но не уточняется, является ли Д. их частью или отдельным приношением (ср.: Втор 26. 1-14; Неем 12. 44). Согласно кн. Числа, левиты, не имеющие земельного надела, получают Д. за служение (Числ 18. 19-21). При этом они сами должны отдавать Д. священникам из всего, что получают, «десятину из десятины» (Числ 18. 26), «из всего лучшего» (Числ 18. 29). Согласно кн. Левит, Д. можно выкупить, приложив «к цене ее пятую долю» (Лев 27. 31). При отделении Д. запрещается подбирать скот по качеству или заменять одно животное другим, в противном случае и то и др. животное объявляются святыней и изымаются (Лев 27. 32-33).

Наиболее подробные указания о Д. содержатся в кн. Второзаконие, согласно к-рой следует ежегодно отделять и вкушать «пред Господом», т. е. в святилище, от хлеба, вина, елея и первенцев крупного и мелкого скота (Втор 12. 17-18; 14. 22-23). В случае удаленности святилища разрешается продать урожай и скот, а на вырученные деньги купить около святилища все необходимое и разделить трапезу со своим семейством (Втор 14. 24-26). Каждый 3-й год Д. передается не в храм, а левитам, пришельцам, сиротам и вдовам (Втор 14. 27-29). При отделении Д. читается особая молитва (Втор 26. 13-15).

Главная цель приношения Д.- научиться бояться Господа (Втор 14. 23). Основной богословской предпосылкой отделения Д. была, по-видимому, убежденность в принадлежности земли и ее плодов Богу (Пс 23. 1), давшему ее Израилю во владение (Втор 26. 10). Поэтому пророки называли неуплату Д. «обкрадыванием Бога» (Мал 3. 8).

В Первой книге Царств говорится о том, что прор. Самуил предупреждал евреев, пожелавших выбрать царя, что тот будет забирать Д. себе (1 Цар 8. 15-17). В то же время при царе Езекии Д. в пользу храма было собрано так много, что пришлось построить специальные хранилища (2 Пар 31. 4-12). В послепленную эпоху сбор Д. для поддержания храма был восстановлен Неемией (Неем 10. 32-39; 12. 44-45; 13. 10-13). При этом сообщается, что левиты вместе со священниками отправлялись по городам Иудеи для сбора Д.

В научной лит-ре существует неск. теорий происхождения и развития института Д. Большинство исследователей XIX-XX вв. стремились согласовать свидетельства ВЗ, выстроив их в том или ином хронологическом порядке. По мнению Ю. Велльгаузена , в истории библейской Д. можно выделить 3 этапа (Wellhausen . 1905). Изначально она приносилась наряду с др. жертвами добровольно и непосредственно Богу (т. е. без посредничества священников и левитов) в племенных святилищах, где потреблялась самими жертвователями во время священной трапезы. На следующем этапе Д. стала приноситься регулярно (ежегодно) в главном святилище в Иерусалиме, а в священных трапезах принимали участие и левиты. Кроме того, часть Д. (каждый 3-й год) оставлялась на местах для поддержания левитов и неимущих. На 3-м этапе Д. стала собираться и потребляться левитами в Иерусалиме. На этой стадии к Д. от продуктов земледелия добавилась Д. от стад. Выплату Д. священникам и царю Велльгаузен считал позднейшим развитием концепции Д. Й. Кауфман и его последователи предложили др. теорию, согласно к-рой Д. изначально приносилась священникам местных святилищ, на начальном этапе - добровольно, как вотивный дар. И только впосл. она стала собираться централизованно и регулярно (Kaufmann . 1960). По мнению Дж. Милгрома, свидетельства Пятикнижия о Д. не противоречат, а дополняют друг друга (Milgrom . 1976). О добровольности приношения Д. на раннем этапе можно лишь предполагать, поскольку все сообщения свидетельствуют о ежегодной и фиксированной Д. Главной целью Д. всегда оставалось содержание левитов и священников, служивших в святилищах. При Неемии система изменилась: левиты собирали Д. в городах по всей Иудее, а затем отделяли 10-ю часть священникам в Иерусалиме. Ряд совр. ученых доказывают, что, несмотря на позднейшие толкования установлений о Д., в Пятикнижии всегда говорится об одном и том же приношении, меняется только способ его распределения (Averbeck . 1997. P. 1047-1050).

Эллинистический и римский периоды

Различие между разными видами Д. проводится более отчетливо. В Книге Товита рассказывается о том, как Товия ходил в Иерусалим на ежегодные праздники и одну Д. приносил левитам, др. продавал и издерживал в Иерусалиме, а 3-ю «давал, кому следовало» (Тов 1. 6-8, по тексту Ватиканского кодекса). В Книге Юбилеев говорится о Д., к-рая отделяется левитам, и о 2-й Д., к-рую следует вкушать каждый год в Иерусалиме, причем особо предписывается отдавать Д. от скота священникам (Юб 32. 8-15); список продукции, облагаемой Д., расширяется (Д. «от всего», «от человеков до скота, от золота до сосудов и одежд» - Юб 32. 2; ср.: Товит по тексту Синайского кодекса).

Иосиф Флавий утверждает, что Моисей предписал отделять 2 Д. каждый год, а 3-ю - в 3-й и 6-й годы 7-летнего цикла (Ios . Flav . Antiq. IV 8. 22. 240; ср.: Товит 1. 6-8 по тексту Синайского кодекса). Т. о., в течение 7-летнего цикла в общей сложности отделялось 14 десятин. Насколько эта картина отражает реальную практику, определить невозможно, но бремя, ложившееся при такой системе на земледельцев, должно было быть очень тяжелым. В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержится наставление нравственного характера о Д.: «При всяком даре имей лицо веселое и в радости посвящай десятину» (Сир 35. 8). По свидетельству Иосифа Флавия, Д. на местах в период Второго храма собирали непосредственно священники, для многих из них она была единственным источником существования (Ios . Flav . Antiq. XX 8. 8. 181, 9. 2. 206; Idem . Vita. 63, 80). Филон Александрийский отмечает, что священники брали все необходимое из хранилищ при храме уже не как дары народа, а как то, что дано им Богом (Philo . De spec. leg. I 152).

Среди кумран. находок Д. упоминается всего 5 раз в т. н. Храмовом свитке, где говорится о Д. от военной добычи, к-рая отдается царю (11 QT 58. 12-13), и о том, что Д., полагающиеся священникам, должны быть отделены от Д., жертвуемых простому народу (Ibid. 37. 8-10).

Эллинистические правители, а впосл. и рим. власти оставили систему взимания Д. в пользу храма и священства без изменений (1 Макк 10. 31; 11. 35; Ios . Flav . Antiq. XIV 10. 6. 203). Существуют свидетельства о том, что какие-то изменения в практику Д. пытались внести Хасмонеи (mSota 9. 10; mMa"aser Sheni 5. 15). Несмотря на то что содержание реформ точно неизвестно, по-видимому, их главной причиной была необходимость содержать армию, поскольку Хасмонеи вели многочисленные войны, а в Законе Моисеевом это не было предусмотрено. Кроме того, Иудея, в послепленную эпоху практически постоянно находившаяся во внешнеполитической зависимости, подобно мн. государствам этого региона, жила при системе двойного налогообложения - наряду с традиц. выплатами на поддержание храма существовали налоги в пользу правителей (вероятно, некоторые из них взимали и Д.- Sanders . 1992).

Новый Завет

Заповедь об отделении Д. прямо не отменяется, но и не предписывается. Господь обличает книжников и фарисеев, к-рые дают Д. «с мяты, аниса и тмина», за то, что, исполняя мельчайшие предписания Закона Моисеева, они оставили самое главное в нем - «суд, милость и веру» (у евангелиста Луки - «суд и любовь Божию»),- говоря, что «сие надлежало делать и того не оставлять» (Мф 23. 23; Лк 11. 42). Характерно, что отделение Д.- это то, чем гордится фарисей из притчи (Лк 18. 12).

В Посланиях ап. Павла нет прямых упоминаний о церковной Д. Однако ап. Павел неоднократно писал о возможности и необходимости материального обеспечения служащих Церкви (1 Кор 9. 13-14) и об обязанности заботиться о нищих и помогать бедным общинам (1 Кор 16. 1; Гал 2. 10). Не устанавливая никаких норм, ап. Павел призывал христиан жертвовать добровольно, «по расположению сердца» (2 Кор 9. 7), сколько «позволит состояние» (1 Кор 16. 2).

Ранняя Церковь

О регулярных приношениях в пользу нуждающихся и служителей сообщают мн. раннехрист. авторы (Didache. 4. 6-8; 13. 1-7, где упом. не только плоды земли, но и деньги; Iust . Martyr . I Apol. 67; Orig . In Ios. 17. 3). Однако долгое время Д. рассматривалась как иудейский обычай (Iren . Adv. haer. 4. 18. 2), превзойденный христианством и оставшийся в прошлом (Orig . In Num. 11. 2). Поэтому есть основания предполагать, что по крайней мере до нач. III в. регулярной практики отделения Д. в Церкви не было. Но уже в сер. III в. св. отцы высказывали сожаления в связи с тем, что по причине оскудения веры христиане не хотят даже 10-ю часть своего имущества передать Церкви для раздаяния неимущим (Cypr . Carth . De unit. Eccl. 1. 26).

Впервые о необходимости отделения Д. в пользу Церкви и клира говорится в Дидаскалии апостолов . Объяснением этой практики служат рассуждения о том, что «декада» означает имя Божие, поскольку имя Иисус начинается с евр. буквы «йод» (или греч. «йота»), имеющей числовое значение «10» (Didasc. Apost. IX; ср.: «десятина спасения, начало имени Иисусова» в Const. Ap. II 26. 2). Дополнительным аргументом служит символическое отождествление христ. священнослужителей с ветхозаветным храмовым священством. Апостольские постановления предписывают отделять Д. епископу и др. клирикам (Const. Ap. II 26. 1, 34. 5, 35. 3), а также сиротам, вдовам, нищим и странникам (Ibid. VII 29; ср. добровольные приношения в: Ibid. II 25. 2, 27. 6; III 4. 2). В этом же памятнике имеется указание о том, что епископам, священникам и диаконам полагаются начатки, тогда как Д. должна идти на пропитание низших клириков, дев, вдов и нищих (Ibid. VIII 30). О необходимости отделения Д. в пользу священников говорит блж. Иероним (Hieron . In Malach. 3. 7). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин упоминает о благочестивом обычае егип. крестьян ежегодно приносить Д. в мон-ри (Ioan . Cassian . Collat. 21. 1-8). В то же время свт. Иоанн Златоуст отмечает, что для его современников обычай отделения Д. в пользу Церкви был удивителен (Ioan . Chrysost . In Eph. 4. 4). По мнению блж. Августина, Д.- это тот минимум, к-рый должен отделять каждый христианин, чтобы превзойти книжников и фарисеев (Aug . Serm. 9. 12. 19; 85. 4. 5).

А. А. Ткаченко

Средние века

Институционализация Д. начинается не ранее IV-V вв. К кон. IV в. в зап. части Римской империи внесение 10-й части доходов на церковные и благотворительные нужды воспринималось как моральное обязательство каждого христианина (Viard . 1909. P. 42-44). Однако, несмотря на это, юридическое оформление Д. происходит не ранее VI в. В V в. еще не разработаны юридические нормы, регулирующие внесение Д., не установлено, на какие именно нужды должны быть переданы собираемые средства, не определено, следует ли употреблять Д. на содержание священнослужителей, или же она должна быть использована исключительно на нужды благотворительности. В Галлии на Турском Соборе 567 г. и Маконском 585 г. Д. получает оформление как налог в пользу Церкви, регулируемый церковным правом и употребляемый на строго определенные нужды. В Британии Д. была введена в VII в.

На Востоке Д. не получила такого распространения, как на Западе. Известна, в частности, конституция императоров Льва и Антемия, в которой священнослужителям запрещалось принуждать верующих к выплатам в пользу Церкви под угрозой различных прещений. Хотя в конституции не употребляется термин decima, речь идет о начатках и, по всей видимости, о выплатах, аналогичных Д., к-рые, по мнению императоров, верующие должны совершать добровольно, без всякого принуждения (CJ. I 3. 38(39). 2-6).

Е. В. Сильвестрова

Русская Церковь

На Руси церковная Д. не взималась регулярно. Первое упоминание о ней содержится в древнейшем из известных русских юридических актов - Уставе кн. Владимира. Устав содержит перечень лиц и дел, подлежащих суду митрополита. Перечень предваряется сообщением о пожаловании Д. от всех княжеских доходов на содержание каменного собора, получившего в связи с этим название «Десятинной церкви», и всей митрополии (Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. М., 1984. Т. 1: Законодательство Древней Руси. С. 40).

В удельную эпоху Д. вводилась в отдельных княжествах. Принципиальное отличие Д., существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании пожалования и поэтому была многократно меньшей, чем на Западе. Для сбора Д. при епископских кафедрах учреждалась должность десятильников.

Впоследствии десятинами на Руси стали называть округа, на которые делилась епархия. В соответствии с этим десятильниками, или десятинниками, стали называть чиновников (дворян и детей боярских), назначавшихся архиереями для начальствования в таких округах. Облеченные административными и судебными полномочиями, они ведали в т. ч. и сборами даней с монастырей и приходов в пользу архиерейского дома - своего рода Д., размер которых однако не обязательно составлял 10-ю часть доходов.

После Стоглавого Собора 1551 г. помимо десятильников стали поставляться поповские старосты и в качестве их помощников десятские священники. Поповские старосты и десятские священники стали по преимуществу выполнять судейские функции по отношению к клирикам. В XVII - 1-й пол. XVIII в. священники, к-рых назначали для управления округами внутри епархии, назывались также протопопами и заказчиками. Впоследствии общеупотребительным наименованием подобной должности становится «благочинный». Впервые это слово употреблено по отношению к поповским старостам в «Наказе поповским старостам» 1698 г. патриарха Адриана.

После упразднения должности поповских старост в 1764 г. священники, управляющие частями епархии, стали именоваться исключительно благочинными. Соответственно сами эти части епархии называются с этих пор благочинническими округами или благочиниями.

Прот. Владислав Цыпин

Лит.: Любимов Г . М ., свящ . Историческое обозрение способов содержания христ. духовенства со времен апостольских до XVII-XVIII вв. СПб., 1851; Uhlhorn G . Die christliche Liebesthätigkeit in der alten Kirche. Stuttg., 18822; Wellhausen J . Prolegomena zur Geschichte Israels. B., 19056; Landsell H . The Sacred Tenth, or Studies in the Tithe-Giving, Ancient and Modern. L.; N. Y., 1906. Grand Rapids, 19552. 2 vol.; Viard P . Histoire de la dîme ecclésiastique, principalement en France, jusqu"au décret de Gratien. Dijon, 1909; Lesne E . Histoire de la propriété ecclésiastique en France. Lille; P., 1910-1943. 6 vol.; Babbs A . The Law of the Tithe As Set Forth in the Old Testament. N. Y., 1912; Leclercq H . Dîme // DACL. 1920. T. 4. Col. 995-1003; Boyd C . E . The Beginnings of the Ecclesiastical Tithe in Italy // Speculum. 1946. Vol. 21. N 2. P. 158-172; eadem . Tithes and Parishes in Medieval Italy. Ithaca, 1952; Kaufmann Y . The Religion of Israel. Chicago, 1960; Дандамаев М . А . Храмовая десятина в поздней Вавилонии // ВДИ. 1965. № 2. С. 14-34; он же . Подати и повинности в Передней Азии в VII-IV вв. до н. э. (626-330) // Подати и повинности на Древнем Востоке: Сб. ст. / Отв. ред.: М. А. Дандамаев. СПб., 1999. С. 64-81; Vischer L . Tithing in the Early Church / Transl. R. C. Shulz. Phil., 1966; Weinfeld M . Tithe // EJud. 1972. Vol. 15. P. 1156-1162; Salonen E . Über den Zehnten im alten Mesopotamien: Ein Beitr. z. Geschichte d. Besteuerung. Helsinki, 1972. (Studia Orientalia; 43/4); Heltzer M . The Rural Community in Ancient Ugarit. Wiesbaden, 1976; Milgrom J . Cult and Conscience: the Asham and the Priestly Doctrine of Repentance. Leiden, 1976; Hawthorne G . F . Tithe // NIDNTT. 1978. Vol. 3. P. 851-855; Jagersma H . The Tithes in the Old Testament // Remembering All the Way / Ed. B. Albrektson. Leiden, 1981. P. 116-128. (Oudtestamentische Studien; 21); Jaffee M . The Mishnah"s Theology of Tithing: A Study of Tractate Maaserot. Chico, 1981; Baumgarten J . M . On the Non-literal Use of /δεκάτη // JBL. 1984. Vol. 103. P. 245-251; Sanders E . P . Jewish Law from Jesus to the Mishnah: Five Studies. L.; Phil., 1990; idem . Judaism: Practice and Belief (63 BCE-66 CE). L.; Phil., 1992; Herman M . Tithe as Gift: The Institution in the Pentateuch and in Light of Mauss"s Prestation Theory: Diss. San Francisco, 1991; Averbeck R . E . // NIDOTTE. 1997. Vol. 2. P. 1035-1055; Лебедев А . П . Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X в. СПб., 2006.

1) Десятина - - в пользу служителей культа, церкви десятой части денежных и натуральных доходов верующих. Существовала у многих народов в древности. Упоминается в Библии, чем и обосновывало . Сохранялась в феодальной Европе и крепостнической России до замены ее другими формами взимания средств на и духовенства. обязательна у адвентистов.

2) Десятина - -добровольный дар Богу, известный евреям еще со времен Авраама (Быт 14.20) и Иакова (Быт 28.22). Закон требовал давать десятину со всех произведений поля (Лев 27.30; Вт 14.22) и от стада (Лев 27.32), которая шла на левитов, не имевших своего удела (Чис 18.21). Левиты из своих десятин отделяли десятину священникам (Чис 18.26-28). Каждый третий год, называвшийся годом десятин (Вт 26.12), израильтянин употреблял десятину в том месте, где он жил, для пропитания бедных, сирот, пришельцев и левитов (Вт 14.28-29). Все это делалось, чтобы научиться бояться Господа (Вт 14.23), при этом нужно было подтверждать правильность отделения десятины (Вт 26.13-14). (См. жертвоприношение)

3) Десятина - десятая часть доходов, взимаемая с населения в пользу церкви. В христианстве десятина известна с III в. как добровольное пожертвование верующих. Требование платить десятину было впервые высказано церковью в 585 г. на Маконском соборе. Во Франции десятина была отменена в период Великой французской революции.

4) Десятина - - поземельная мера в России, равная 1, 09 га. Церковная десятина - одна десятая доходов, взимаемая с населения в пользу церкви.

5) Десятина - - поземельная мера на Руси, равная 2400 - 2500 кв. саженям или 1,09 га. (отменена с 1 сентября 1927 г.). Существовала также церковная десятина, которая составляла десятую часть урожая или иных доходов, взимавшихся с населения на церкви, ее впервые ввел князь Владимир Креститель (980 - 1015 гг.). Он отдал десятую часть своих доходов на строительство Десятинной церкви в X в. Ликвидирована церковная десятина в конце XIX в.

6) Десятина - 1) Десятина церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церковными организациями (но не монастырями). 2) Церковный округ, часть епархии в России до н. XVIII в. Во главе десятины стоял десятильник, функции которого с 1551 частично перешли к старостам поповским и десятским священникам. 3) Русская поземельная мера. Известна с к. XV в. Первоначально десятина измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 0,1 версты (2500 кв. саженей). Межевой инструкцией 1753 размер казенной десятины был определен в 2400 кв. саженей (1,0925 га). В XVIII - н. XX в. употреблялась также хозяйственная, или косая, десятина (80x40=3200 кв. саженей), хозяйственная круглая десятина (60x60=3600 кв. саженей), сотенная (100x100=10 000 кв. саженей), бахчевая (80x10=800 кв. саженей) и др. Была отменена в связи с переходом к метрической системе мер в 1918.

7) Десятина - - русская мера площади, равная 2400 кв. саженей (1, 09 га). В XVIII - нач. XIX вв. употреблялась владыческая (хозяйственная) - 3200 кв. саженей (1,45 га).

8) Десятина - поземельная мера, равная 2400 кв. саженей (1,09 га, т.н. казенная Д.). В 18 - начале 19 вв. употреблялась также владельческая, или хозяйственная, Д., равная 3200 кв. саженей (1,45 га). Церковная Д., составлявшая десятую часть урожая или иных доходов, взималась с населения на нужды церкви.

Десятина

Отчисление в пользу служителей культа, церкви десятой части денежных и натуральных доходов верующих. Существовала у многих народов в древности. Упоминается в Библии, чем духовенство и обосновывало необходимость соблюдать этот обычай. Сохранялась в феодальной Европе и крепостнической России до замены ее другими формами взимания средств на содержание храмов и духовенства. Сейчас обязательна у адвентистов.

Добровольный дар Богу, известный евреям еще со времен Авраама (Быт 14.20) и Иакова (Быт 28.22). Закон требовал давать десятину со всех произведений поля (Лев 27.30; Вт 14.22) и от стада (Лев 27.32), которая шла на содержание левитов, не имевших своего удела (Чис 18.21). Левиты из своих десятин отделяли десятину священникам (Чис 18.26-28). Каждый третий год, называвшийся годом десятин (Вт 26.12), израильтянин употреблял десятину в том месте, где он жил, для пропитания бедных, сирот, пришельцев и левитов (Вт 14.28-29). Все это делалось, чтобы научиться бояться Господа (Вт 14.23), при этом нужно было подтверждать правильность отделения десятины (Вт 26.13-14). (См. жертвоприношение)

десятая часть доходов, взимаемая с населения в пользу церкви. В христианстве десятина известна с III в. как добровольное пожертвование верующих. Требование платить десятину было впервые высказано церковью в 585 г. на Маконском соборе. Во Франции десятина была отменена в период Великой французской революции.

Поземельная мера в России, равная 1, 09 га. Церковная десятина - одна десятая доходов, взимаемая с населения в пользу церкви.

Поземельная мера на Руси, равная 2400 - 2500 кв. саженям или 1,09 га. (отменена с 1 сентября 1927 г.). Существовала также церковная десятина, которая составляла десятую часть урожая или иных доходов, взимавшихся с населения на содержание церкви, ее впервые ввел князь Владимир Креститель (980 - 1015 гг.). Он отдал десятую часть своих доходов на строительство Десятинной церкви в X в. Ликвидирована церковная десятина в конце XIX в.

1) Десятина церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церковными организациями (но не монастырями). 2) Церковный округ, часть епархии в России до н. XVIII в. Во главе десятины стоял десятильник, функции которого с 1551 частично перешли к старостам поповским и десятским священникам. 3) Русская поземельная мера. Известна с к. XV в. Первоначально десятина измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 0,1 версты (2500 кв. саженей). Межевой инструкцией 1753 размер казенной десятины был определен в 2400 кв. саженей (1,0925 га). В XVIII - н. XX в. употреблялась также хозяйственная, или косая, десятина (80x40=3200 кв. саженей), хозяйственная круглая десятина (60x60=3600 кв. саженей), сотенная (100x100=10 000 кв. саженей), бахчевая (80x10=800 кв. саженей) и др. Была отменена в связи с переходом к метрической системе мер в 1918.

Русская мера площади, равная 2400 кв. саженей (1, 09 га). В XVIII - нач. XIX вв. употреблялась владыческая (хозяйственная) - 3200 кв. саженей (1,45 га).

поземельная мера, равная 2400 кв. саженей (1,09 га, т.н. казенная Д.). В 18 - начале 19 вв. употреблялась также владельческая, или хозяйственная, Д., равная 3200 кв. саженей (1,45 га). Церковная Д., составлявшая десятую часть урожая или иных доходов, взималась с населения на нужды церкви.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

десятина

десятины, ж.

    Русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, равная 2400 кв. саж., или 1,092 гектара.

    В католических странах - налог в пользу церкви в размере одной десятой части дохода (истор:). (Первонач. одна десятая часть чего-н.)

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

десятина

Ы, ж. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара.

прил. десятинный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

десятина

    Единица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы.

    Налог в размере одной десятой части дохода, взимавшийся с населения на содержание церкви и духовенства (на Руси и в Западной Европе в период феодализма).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

десятина

основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т.н. казенная). В 18 - нач. 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га).

Большой юридический словарь

десятина

(лат. decima) - десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения в пользу духовенства и храмов. На Руси была установлена в Х в., окончательно ликвидирована в России в конце XIX в.

Десятина

(лат. decima),

    десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов. В древности существовала у ряда семитических народов, в частности у евреев, от которых перешла в западную христианскую церковь. Впервые христианская церковь, ссылаясь на Библию, потребовала Д. в 585. С 779 Д. стала обязательной для всего населения Франкского королевства. Д., взимавшаяся в средние века католической церковью, бралась с урожая зерна и винограда (так называемая большая Д.), огородных и технических культур (малая Д.), скота и продуктов скотоводства (Д. крови). Канонически Д. распределялась: 1/3 на содержание церковного здания, 1/3 священнику, 1/3 на помощь беднякам прихода. Но с развитием феодальных отношений она фактически стала почти целиком взиматься в пользу высшего духовенства. Основной тяжестью Д. ложилась на крестьянство (высшие слои населения часто от неё освобождались). Отмена Д. (или её ограничение) была одним из требований крестьян во многих восстаниях. Во Франции была отменена в 1789≈90, в других странах в течение 19 в. На Руси Д. была установлена в 10 в. (князем Владимиром Святославичем); позже церкви было предоставлено право взамен Д. собирать пошлину с дел, рассматривавшихся церковным судом, но в отдельных случаях продолжалось и взимание Д. различными церковными организациями (но не монастырями). Окончательно ликвидирована в конце 19 в.

    В исламе разновидностью Д. является закат .

    Русская поземельная мера. Известна с конца 15 в. Первоначально Д. измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 1/10 версты (2500 квадратных саженей). Межевой инструкцией 1753 размер казённой Д. был определён в 2400 квадратных саженей (1,0925 га). В 18 ≈ начале 20 вв. употреблялась также хозяйственная, или косая, Д. (80 Х 40 = 3200 квадратных саженей), хозяйственная круглая Д. (60 Х 60 = 3600 квадратных саженей), сотенная (100 X 100 = 10000 квадратных саженей), бахчевая (80 Х 10 = 800 квадратных саженей) и др. После Октябрьской революции, в связи с переходом к метрической системе мер, в соответствии с декретом СНК РСФСР от 14 сентября 1918, применение Д. было ограничено, а с 1 сентября 1927 запрещено.

    Лит.: Каменцова Е. И. и Устюгов Н. В., Русская метрология, М., 1965.

Википедия

Десятина (значения)

Десяти́на :

  • Десятина - единица площади в России до 1918 года, равная 1,0925 гектара.
  • Десятина - налог в пользу церкви.
  • Десятина - в России XVII-XVIII в.в. единица административно-территориального деления Патриаршей области.

Десятина

Десяти́на - отделение десятой части в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе.

Десятина (мера площади)

Десятина - старая русская единица земельной площади.

Применялось несколько разных размеров десятины , в том числе «казённая» , равная 2 400 квадратным саженям (109,25 соток; 1,09 га) и использовавшаяся в России до введения метрической системы.

Десятина (Волынская область)

Десятина - село на Украине, находится в Гороховском районе Волынской области.

Код КОАТУУ - 0720884402. Население по переписи 2001 года составляет 48 человек. Почтовый индекс - 45711. Телефонный код - 3379. Занимает площадь 1,2 км².

Десятина (Вологодская область)

Десятина - местечко в Тотемском районе Вологодской области.

Входит в состав Пятовского сельского поселения, с точки зрения административно-территориального деления - в Пятовский сельсовет.

Расстояние по автодороге до районного центра Тотьмы - 9 км, до центра муниципального образования деревни Пятовская - 10 км.

По переписи 2002 года население - 41 человек (18 мужчин, 23 женщины). Преобладающая национальность - русские (98 %).

Примеры употребления слова десятина в литературе.

Другими словами, отрицание важнейших церковных догматов и основных таинств, отказ от поклонения святым и непризнание индульгенций, ликвидация транжирящей огромные средства католической иерархии, объявление папы наместником Сатаны, отмена церковной десятины и упразднение землевладений клира, отказа от католических храмов - таковы основные черты альбигойской ереси, в которой отразился протест народных масс против феодально-церковных порядков.

В действительности же альбигойцы были обычными людьми, которым их вера давала убежище от строгости ортодоксального католицизма и освобождение от тягостной церковной десятины , покаяний, налогов на крещение, погребение и др.

Но зато возле озера, в зарослях, я нашел болотинку десятины в две, и Кэт сковырнула тут двух старых бекасов.

Вниз по извилистой дороге, за несколько сот саженей от поселка, на участке земли в десятину с четвертью, стояла вилла Буонарроти, - теперь она была сдана на долгий срок в аренду чужим людям.

На пространстве свыше двадцати десятин оказалась лишь маленькая группа людей у возовых весов, где торговали сеном.

Ускоряемые приказом начальства и Наркомзема землеустроительные работы, вырезая хутора, уничтожая чересполосицу и дальноземелье, дали возможность на 32 миллионах десятин начать осуществлять рациональную организацию землепользования и 1 300 000 хозяйств стали переходить к многополью на свыше чем 10 миллионах десятин .

Кроме того, люди со своих земель должны десятину пшеницы, соломы и плодов, растущих не на деревьях, передавать на содержание дехканских семейств.

Но из всего этого ее артистический взгляд только и увидал, как весной задельные мужики, по большей части все старики, с перекошенными от натуги лицами взрывали неуклюжими косулями глинистую почву, а вечером ужинали одним квасом с хлебом, и хорошо-хорошо когда холодными щами с забелкой, - или как дворовые женщины, а в том числе и ходившие последнее время беременности, не чувствуя собственной спины, часто, после заката солнца, дожинали отмеренные ей десятины , и их же потом бранили, что они высоко жнут, - или как наконец эти же самые добрые мужички, при первой же Никольщине, напивались, как звери дикие, и в этом виде ругались такими словами, что слушать было невозможно.

Так, за запольные земли, отдаваемые внаймы крестьянам, бралось за десятину в четыре раза больше того, что цена ее могла приносить по расчету из пяти процентов.

Из конторских книг и разговоров с приказчиком он узнал, что, как и было прежде, две трети лучшей пахотной земли обрабатывались своими работниками усовершенствованными орудиями, остальная же треть земли обрабатывалась крестьянами наймом по пяти рублей за десятину , то есть за пять рублей крестьянин обязывался три раза вспахать, три раза заскородить и засеять десятину , потом скосить, связать или сжать и свезти на гумно, то есть совершить работы, стоящие по вольному дешевому найму по меньшей мере десять рублей за десятину .

У меня небольшое именьишко, всего десятин тридцать, но, если интересуетесь, образцовый сад и питомник, какого не найдете за тысячу верст кругом.

Схоронив три года тому назад своего грозного отца, он не расширял своей торговли, а купил более двух тысяч десятин земли у камергерши Меревой, взял в долгосрочное арендное содержание три большие помещичьи имения и всей душой пристрастился к сельскому хозяйству.

Улялаев забил колоннадную дверь, Выбрал из флигеля 2 комнаты и кухню, Вырезал землицы десятины с две.

К примеру, подбил я на контрактационный сплошняк полтораста хозяйств, затвердил за ними по десятине шатиловского овса, выдали им аванс под будущий урожай.

Но так как большая часть годной пахотной земли была уже поделена и запахана старожилами или переселенцами, приехавшими первыми, то эти четыре с половиной десятины главным образом падали на кочкарник или вырубку, которую надо было корчевать.

Откуда Церкви брать деньги на социальные, миссионерские и иные проекты? Что лучше — торговать в храме и искать спонсоров или обложить прихожан налогом? Насколько реально в нашей стране и в наше время обязать христиан платить десятину?

Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

Тот, кто этого не делает, должен покрыть себя позором

Протоиерей Всеволод Чаплин призвал православных христиан нести финансовую ответственность за Церковь.

«Люди, которые именуют себя православными христианами, — это довольно большое количество людей в России — вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь», — заявил он в ходе «.

Он отметил, что не случайно люди всегда самое дорогое несли в храм, и посоветовал тем, кто считает, что Церковь обогащается за счет прихожан: если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на церковь.

«Тот, кто этого не делает и при этом пытается еще считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором», — заявил священник.

По словам отца Всеволода, зачастую священник, настоятель не может позволить себе даже самого маленького ремонта, поэтому он должен постоянно ходить попрошайничать.

«Вот этого быть не должно, прихожане должны добиться того, чтобы приход ни в чем себе не отказывал не только в плане украшения храма, но и в плане школы, спортивного зала, библиотеки, молодежного кружка, социальной работы», — убежден священник.

Комментирует , проректор Богословского института ПСТГУ.

«Ну, и чего они в жизни добились?»

Каждая историческая эпоха формирует свои способы церковной жизни, в том числе ее экономической составляющей. Эти способы зависят от очень многих обстоятельств и факторов и могут быть очень разнообразными.

Так и сейчас, в Русской Зарубежной Церкви многие приходы содержатся на регулярные взносы членов прихода.Напротив, в России, как и на всем постсоветском пространстве, содержание приходов осуществляется, как правило, на пожертвования.

Какая из этих практик правильней или лучше?

Ответить очень трудно, т.к. эта сторона церковной жизни очень зависит от внешних ее условий. Что полезней для Церкви в данный момент, то и лучше.

В этом вопросе есть два принципиальных момента, которые следует учитывать всегда. Первый связан с тем, что христианство по природе своей жертвенно. Если христианин ничего не жертвует, или жертвует тем, что никак его не стесняет, то это влечет за собой неминуемые трудности в духовной жизни. Они неизбежны.

Все семьдесят лет советской власти идеал жертвенного служения ближнему активно дискредитировался. Достаточно вспомнить советскую школьную программу и тягучий роман «Что делать?» Учитель литературы обязан был объяснять школьникам, что по словам героя этого идеологического произведения «жертва – это сапоги всмятку», т.е. бессмыслица.

С другой стороны, жертва на храм – это свидетельство ответственности христианина за Церковь и его доверия к ней. Без такого доверия и ответственности настоящая христианская жизнь тоже невозможна.

Я как-то спросил одного очень состоятельного прихожанина, помогает ли он кому-нибудь, и получил совершенно сногсшибательный ответ: «Да, я очень много помогаю, я маме помогаю!» Наверное, излишне напоминать, что в христианском миропонимании помощь маме – это не жертва, а долг. Этот долг имеет такую значимость, что Господь запрещает отдавать в жертву на храм то, что ты должен потратить на родителей (Мф. 15:5).

Традиционные механизмы взаимопомощи, общей ответственности даже на семейном уровне в советское время были разрушены и, наверное, не скоро могут быть восстановлены.В современном обществе очень трудно говорить о жертвенности. Ведь жертва – это не «помощь маме», это даже не благотворительность, это что-то гораздо большее.

Я хорошо помню разговор с одним человеком, много лет работавшем в госпитале в Тунисе. Госпиталь был католическим. Госпиталь построил и содержал священник, который сумел собрать на это большие средства. В классификации моего знакомого ­ это был «очень успешный человек», вызывавший у него восхищение своей ловкостью, но по его глубокому убеждению, конечно, вор. В этом же госпитале работали монахини, которые прямо там же и жили всю жизнь, бескорыстно служа больным. В классификации моего знакомого они были обозначены очень емкой фразой: «Ну, и чего они в жизни добились?» Правда, он признавал, что никакой личной корысти эти монахини не имели. При таком подходе всякий разговор о жертвенности становится бессмысленным.

К счастью, всегда были и будут люди, которые понимают, что жертвовать очень важно и как много это человеку дает. Господь сказал, что «каждый, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или достояние свое ради имени Моего, тот получит в сто раз больше и наследует Жизнь Вечную » (Мф. 19:29).

Часто эти слова сбываются буквально, человек получает ровно в сто раз больше того, что отдал. Что бы это ни было.

Я знаю многих людей, которые жертвуют гораздо больше десятины от того, что зарабатывают.

Знаю человека, который по первой просьбе о помощи отдал весь месячный доход своей компании, чтобы помочь многодетной семье купить квартиру.

Мне известна прихожанка, отдавшая всю свою очень небольшую, но единственную зарплату, женщине, попросившей ее о помощи на улице. Кстати, эта женщина потом деньги вернула и очень благодарила.

Знаю прихожанина, который неоднократно тратил основные средства своей компании, когда не хватало средств на тот или иной церковный проект. Знаю очень состоятельного человека, который несколько лет жил в недостроенном доме, потому что каждый раз, когда собирался достраивать, его просили пожертвовать на стройку очередного храма.

А еще у нас в храме есть одна очень ревностная прихожанка, которая когда — то была адвентисткой и привыкла платить десятину очень строго. Она все время обличает христиан и спрашивает: «Почему вы все время жалуетесь, что на телевидении столько насилия и разврата? В чем здесь проблема? Платите десятину, и мы купим все каналы, тогда там будут показывать только приличные фильмы!» Не думаю, что это самое действенное решение всех проблем, но в некоторой логичности ему не откажешь.

Наконец, следует отметить, что проблема десятины, церковного налога, приходских взносов требует очень серьезного исследовательского подхода. Ее невозможно решить ни путем простого политического или административного воздействия, ни собирая отзывы священников. Существует огромный опыт во всем мире, связанный с этой проблематикой. Известно, что церковная экономика и церковные проекты во многих сферах общественной жизни оказываются гораздо более эффективными, чем государственные и даже чисто общественные.

Так, может быть, и правда можно разработать такой набор мер и комплекс механизмов, которые будут экономически поддерживать благотворные и продуктивные начинания и сделают их экономически устойчивыми и независимыми? Наверное, это будет не десятина. Хотелось бы, чтобы в этой исследовательской области государство и Церковь объединили свои усилия.

Комментирует Председатель Миссионерской комиссии Московской епархии иеромонах Димитрий (Першин).

По-настоящему наше — это то, что мы отдали

Я знаю людей, которые отдают Церкви десятину или гораздо больше. Они помогают конкретным храмам или людям, которые оказались в трудной ситуации. Некоторые из них помогают нашему Братству Православных Следопытов. Наши друзья помогают нам покупать палатки, обвязки, карабины, крупу и тушенку. Сегодняшний Георгиевский парад, в котором участвовали представители далеких епархий, удалось провести благодаря участию многих людей, потративших свои силы, время и деньги.

Иногда люди инвестируют не деньги, а силы и время. Я считаю, что эта идея правильная, но при одном условии – все это надлежит делать без принуждения. Это желание должно идти из сердца человека, из его любви к Церкви и к людям. Если он раздает свое имущество свободно, то он, как Закхей, раздаст гораздо больше, чем десятую часть, чтобы только ощутить свою правду, свою сопричастность Творцу мироздания в путях Его промысла о всех наших нуждах и скорбях.

Такие люди говорят, что на саване карманов нет, что на тот свет мы ничего забрать не сможем. По-настоящему наше – это то, что мы отдали. То, что мы схомячили, связывает нас по рукам и ногам, отгораживает от Бога, от людей, уволакивает в такие бездны, с которыми дело лучше не иметь. Любой думающий человек это понимает.

Есть еще один момент – наша фиксированная ежегодная жертва даст Церкви ту точку финансовой опоры, которая позволит ей совершенно иначе выстраивать отношения и с обществом, и с государством. В этом я с о. Всеволодом Чаплиным совершенно согласен.

Если приходы обретут независимость от региональных властей, если прихожане, став членами общины, а тем самым – инвесторами, начнут участвовать в планировании общинной жизни, содержа и священника, и всю храмовую инфраструктуру, и все миссионерские проекты, то многое изменится к лучшему в нашей Церкви. Подобную картину можно наблюдать в православном русском зарубежье, в протестантских общинах России.

Но главное, десятина — это мера не денег, а мера любви. Десятина – это прием ветхозаветной педагогики, его задача – научить ветхозаветного человека быть благодарным Богу за Его дары. Но мы — христиане, и Евангелие призывает нас отдать не десятину, а самого себя Богу. Всю жизнь положить, все, что у тебя есть.

Напоминать об этом надо, а требовать этого нельзя. В таких вопросах лучший проповедник — совесть.

Комментирует профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев (в эфире программы Вести-ФМ).

Это будет экономической базой политической независимости Церкви

Если говорить о том, какую часть дохода верующие должны отдавать Церкви — не думаю, что это должно быть формализовано. Конечно, есть библейская заветная традиция десятины, однако в истории Русской православной церкви такого не было. Даже десятинная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром, содержалась за счет десятой части доходов лично князя, но не его подданных.

Я думаю, что здесь логика должна быть такой. Первое — это восстановление поименного членства в приходской общине, потому что сегодня приходская община — это некая фикция. Реально никто из прихожан не знает, что он член той или иной общины, не участвует в приходских собраниях. А вот если будет поименное членство, то в этом случае у человека появятся свои права и обязанности.

То есть, соответственно, обязанности, скажем, уплаты той же самой десятины или какой-то иной суммы ежегодно, но с другой стороны, у него появится право контроля над расходованием этих средств. А в перспективе может быть и то, что было в древней церкви — право выбора священников. И, естественно, право делегировать членов от прихода для работы в церковных соборах разных уровней — от епархиального до поместного.

Прихожане и будут контролировать расходование средств. Это и благотворительные проекты, и просветительские проекты, образовательные. Собственно обслуживание храмовой инфраструктуры, то есть реставрация, ремонт, строительство приходских помещений. Естественно, зарплаты служащим храма, в том числе и хору, сторожам и так далее.

Вот всё это может стать прозрачным, наконец. И в свою очередь, если это действительно будет так, если церковь сможет, как это, скажем, бывает в жизни так называемых «свободных церквей» (этот термин возник в Западной Европе — это неопротестантские церкви, которые, в отличие от лютеранской церкви или от католиков, например, не связаны с государством, вот они называются «свободными», у них как раз есть принцип десятины), если будет опора на самих прихожан и их пожертвования, если действительно всё это будет, отец Всеволод совершенно прав — в этом случае это и будет экономической базой политической независимости Церкви. И от госбюджета, и от государственных лидеров, и от влиятельных спонсоров.

Передача десятой части собственности или произведенного продукта в распоряжение религиозных институтов и духовенства. Эта древняя практика была широко распространена в античности, в иудаизме и соседних ближневосточных культурах.

В. з. заповедями о десятине подчеркивается величина (десятая часть) дара, что отражает веру в непосредственное право Бога распределять зерно, вино и масло, крые дозволено производить людям. В различные исторические периоды Израиля действовали различные предписания, относящиеся к десятине. До кодификации Второзакония передачей десятины сопровождались местные культовые праздники в святилище напр., Амос (вероятно, в связи с обетом Иакова, Быт 28:22) упоминает о десятине, принесенной в Вефиль (Ам 4:4). Первый приплод скота и десятина от урожая предназначались для праздничной трапезы. Священник, крый служил в святилище, путники, вдовы и сироты разделяли трапезу с теми, кто приносил десятину. Неизрасходованная часть десятины отдавалась священникам, их помощникам, а также нуждающимся(Втор 14:22идал.).

Согласно Втор, первый приплод скота и десятину приносили в главное святилище, в Иерусалим (*на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там", 14:23), семьи и левиты из разных городов обязаны были посещать Иерусалим для участия в праздничной трапезе. Если путешествие затягивалось и доставить десятину оказывалось слишком трудным, разрешалось продать десятину и купить все необходимое для Иерусалима (ст. 24 и дал.). Но все же данная система не обеспечивала в надлежащей степени потребности нуждающихся, поэтому каждый третий год предписывалось оставлять десятину в родном городе (ст. 2829; 26:1215). Ее распределяли между левитами, пришельцами, сиротами и вдовами, крые сами не могли добыть себе пропитание.

Доставка десятины в Иерусалим изменила само ее содержание. Она в значительной мере превратилась из пожертвования части урожая в нечто похожее на культовый налог. К-ром е того, концентрация богослужебного культа в Иерусалиме повлекла за собой потребность храмового священства в чем-то вроде постоянного дохода. В период плена десятина стала одним из налогов, уплачиваемых духовенству. В послепленных текстах культовая трапеза уже не упоминается; в этот период десятину клали на хранение в склады (Неем 10:38; Мал 3:10). Ее уже не доставляли в Иерусалим, а отдавали местным левитам (Неем 10:3738). Т.о., десятина фактически превратилась в налог.

В НЗ лишь несколько упоминаний о десятине. Иисус обличал фарисеев за то, что они платят десятину (греч.apodekatoo), но не исполняют другие важные требования закона о справедливости, милосердии и вере (Мф 23:23; ср. Лк 11:42). В Лк рассказывается о молящемся в Храме фарисее: "…даю десятую часть из всего, что приобретаю" (18:12). В Евр 7:6; 8:9 есть три ссылки на Быт, с упоминанием десятины.

В ранней Церкви ее членам предписывалось платить десятину. В отличие от в. з. правил ее рассматривали как абсолютный минимум необходимых пожертвований, крый платили со всего дохода; "Дидахе" предписывает, чтобы "первые плоды" отдавались с "денег, одежды, всего имущества" (13:7).

В позднейшей церковной истории обязанность платить десятину всегда вступала в противоречие с заповедью Христа продать все имущество и раздать деньги нищим (Мф 19:21), а также с Павловым учением, согласно к-ром у Христос несет свободу от предписаний за:кона(Гал 5:1). КVVIbb. практика десятины твердо установилась в исторических христианских регионах на Западе, а вVIII в. каролингские правители еделали уплату церковной десятины частью государственного закона.

КXII в. монахам, крым раньше было запрещено непосредственно принимать десятину (и крую они сами выплачивали), предоставили некрую свободу позволили непосредственно получать десятину и не выплачивать ее. Нередко разгорались споры: одни старались уклониться от уплаты, другие присвоить доходы от десятины.

Средневековые десятины делились на земельные (плоды урожая), личные (результаты труда) и смешанные (продукты животноводства). К-ром е того, они подразделялись на большие (ячмень, овес, дерево), крые передавали приходскому священнику или настоятелю местного монастыря, и малые, включавшие все остальные виды земельных десятин плюс смешанные и персональные десятины.

В Англии, особенно к XVIXVII вв., вопрос о десятине стал предметом постоянного конфликта, поскольку благосостояние государственной Церкви зависело от ее уплаты. Попытки архиепископа Лодадо 1640 г. повысить объем десятинных выплат обусловлены серьезными социальнополитическими и экономическими причинами. Английские пуритане и другие группы ратовали за отказ от десятины в пользу добровольных пожертвований, предназначенных для духовенства. Но самую жаркую и ожесточенную полемику вызвал вопрос о десятине во время Гражданской войны. После нее законодательно предусмотренная практика десятины просуществовала до XX в.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!