Это жизнь - портал для женщин

Организация договора о коллективной безопасности (одкб). «одкб: история и перспективы Одкб: родовые травмы и неустранимые противоречия

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Члены ОДКБ

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

Россия в последнее время связывает большие надежды с этой организацией, рассчитывая с её помощью укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии. Россия считает этот регион зоной собственных стратегических интересов.

В то же время здесь на территории Киргизии размещается военно-воздушная база США Манас, и Киргизия не намерена делать что-либо для её закрытия.Таджикистан в начале 2006 дал согласие на существенное наращивание расположенной на его территории французской военной группировки, действующей в составе коалиционных сил в Афганистане.

Для усиления позиций ОДКБ Россия предлагает провести реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: по три от России и Таджикистана, по два — от Казахстана и Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской авиабазе Кант в Киргизии.

Рассматривается предложение о расширении сферы деятельности коллективных сил — в частности, предполагается их применение в Афганистане.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Возглавляет организацию ее генеральный секретарь. С 2003 года это Николай Бордюжа. Как это водится сейчас, он выходец из «органов», генерал-полковник погранвойск. Последние пару лет до развала СССР он работал начальником отдела кадров КГБ. После 1991 года командовал погранвойсками, недолгое время был главой президентской администрации при Борисе Ельцине, секретарем Совета безопасности. Словом, опытный товарищ.

Все участники «семерки», за исключением, пожалуй, Казахстана, находятся в сильной политической, экономической и военной зависимости от Москвы и нуждаются в ее дипломатическом прикрытии.

- Задачи ОДКБ напрямую взаимосвязаны с интеграционными процессами на постсоветском пространстве, и эта взаимосвязь крепнет. Продвинутость военно-политической интеграции в формате ОДКБ способствует развертыванию интеграционных процессов, реально формирует «интеграционное ядро» в СНГ, способствует оптимальному «разделению труда» в Содружестве. Что касается места и роли ОДКБ в Евразийском союзе, если таковой будет образован, то они могут быть весьма существенными, поскольку зона ответственности Организации охватывает обширные пространства Евразии, а деятельность Организации направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе и Азии , - заявил Николай Бордюжа, комментирую цели создания ОДКБ для прессы.

5 сентября на саммите в Москве лидеры стран-членов Организации договора о коллективной безопасности приняли декларацию, в которой осудили Грузию за агрессию, поддержали действия России и выступили «за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии». Страны ОДКБ предостерегли НАТО от расширения на Восток и объявили о планах укреплять военную составляющую организации.

Как и Шанхайская организация сотрудничества, ОДКБ высказалась за активную роль России по содействию миру и сотрудничеству в регионе. Однако главного - совместного признания членами Организации двух закавказских республик - не случилось.

Президент России еще раз заявил о необходимости укреплять военную составляющую ОДКБ. Собственно, ничего необычного в этом нет, ведь ОДКБ - военная организация, созданная для защиты стран-участниц от внешних посягательств. Существуют и взаимные обязательства на случай нападения на одного из членов организации. Как признался сам Медведев, именно эта тема стала главной во время его переговоров с коллегами.

Основная же часть документа была посвящена нынешней обстановке в мире и роли в нем самой ОДКБ. В первых же строках декларации лидеры стран ОДКБ извещают мировое сообщество о том, что отныне они «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». При этом, заявив о твердом намерении обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности, «семерка» предостерегла от посягательств на эту зону, откровенно дав понять, как она будет сотрудничать: «Серьезный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов».

20 лет назад главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности.

Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) В сентябре 1993 года к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года - Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 года сроком на пять лет.

В соответствии с Договором, государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе : "в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы".

Одновременно предусмотрено, что "если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников" и "все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН".

В апреле 1999 года Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть стран (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана). 14 мая 2002 года была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в настоящее время объединяющая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан.

7 октября 2002 года в Кишиневе принят Устав ОДКБ, в соответствии с которым основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются: Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ), курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности.

В период между сессиями СКБ координация в реализации решений органов ОДКБ возлагается на Постоянный Совет при Организации, который состоит из полномочных представителей государств-членов. В его заседаниях участвует также Генеральный секретарь ОДКБ.

Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединенный штаб Организации.

ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными организациями. Со 2 декабря 2004 года Организация имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 18 марта 2010 года в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. Поддерживаются продуктивные контакты с международными организациями и структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), Евросоюз, Организацию Исламская Конференция, Международную организацию по миграции и другие. Налажено тесное взаимодействие ОДКБ с ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и СНГ.

В целях противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов приняты решения СКБ ОДКБ о создании Миротворческих сил, координационных советов по чрезвычайным ситуациям, борьбе с незаконной миграцией и нелегальным оборотом наркотиков. При СМИД ОДКБ действует Рабочая группа по Афганистану. При КССБ ОДКБ функционируют рабочие группы по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия незаконной миграции, информационной политики и безопасности.

В рамках военного сотрудничества в формате ОДКБ сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР). Учения КСБР ЦАР проводятся на регулярной основе, в том числе с отработкой антитеррористических задач.

В феврале 2009 года было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. От подписания пакета документов воздержался Узбекистан, зарезервировав возможность подключения к Соглашению позднее. Регулярно проводятся совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств-членов ОДКБ.

Под эгидой ОДКБ ежегодно проводятся международная комплексная антинаркотическая операция "Канал" и операция по борьбе с нелегальной миграцией "Нелегал". В 2009 году были впервые осуществлены совместные мероприятия по противодействию преступлениям в информационной сфере под условным наименованием операция "ПРОКСИ" ("Противодействие криминалу в сфере информации").

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Орган межпарламентского сотрудничества государств – участников МПА СНГ - членов ОДКБ. Создан в соответствии с постановлением членов Совета МПА государств СНГ - членов ОДКБ «О мерах по формированию парламентского измерения Организации Договора о коллективной безопасности в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ» от 16 ноября 2006 в целях решения приоритетных задач по развитию правовой базы ОДКБ в рамках МПА СНГ.

ПА ОДКБ состоит из парламентских делегаций Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана. Организационно-правовые основы деятельности определены Временным положением о Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности от 30 марта 2007. Организацию деятельности осуществляет Председатель и Совет, состоящий из руководителей парламентов (палат парламентов). Председатель ПА ОДКБ избирается сроком на 3 года на ротационной основе. Функции организационно-технического обеспечения деятельности ПА ОДКБ возлагаются на Секретариат Совета МПА СНГ, который в организационно-штатной структуре имеет специализированное подразделение. Его деятельностью руководит Ответственный секретарь ПА ОДКБ. Заседания ПА ОДКБ и Совета ПА ОДКБ проводятся не реже 2 раз в год.

В ПА ОДКБ сформированы 3 постоянные комиссии: по вопросам обороны и безопасности; по политическим вопросам и международному сотрудничеству; по социально-экономическим и правовым вопросам. Созданы: Рабочая группа при Совете ПА ОДКБ по вопросам унификации и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ, Экспертно-консультативный совет при Совете ПА ОДКБ, Информационно-аналитический правовой центр ПА ОДКБ.

Документы, регламентирующие деятельность органов Парламентской Ассамблеи: Регламент Совета Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности; Положение о постоянных комиссиях Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности; Положение об Экспертно-консультативном совете при Совете Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности; Положение об Информационно-аналитическом правовом центре Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности; Положение о Секретариате Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности и др.

Состав делегации Совета Федерации в делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности:

Воробьёв
Юрий Леонидович

заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (руководитель делегации)

Озеров
Виктор Алексеевич

председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (заместитель руководителя делегации, координатор делегации)

Белоусов
Сергей Владимирович

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Дмитриенко
Алексей Геннадиевич

член Комитета Совета Федерации по экономической политике

Зинуров
Рафаил Нариманович

Ковитиди
Ольга Федоровна

Козлов
Михаил Васильевич

член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Кондратьев
Алексей Владимирович

член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Морозов
Игорь Николаевич

член Комитета Совета Федерации по международным делам

Отке
Анна Ивановна

член Комитета Совета Федерации по социальной политике

Пономарев
Михаил Николаевич

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике

Представители Совета Федерации в постоянных комиссиях Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности
Постоянная комиссия по вопросам обороны и безопасности

Постоянная комиссия по политическим вопросам и международному сотрудничеству


Постоянная комиссия по социально-экономическим и правовым вопросам

ОДКБ, созданная на базе Договора о коллективной безопасности (заключенного в мае 1992 г.), и превращенная в Организацию (с Уставом, бюджетом, Секретариатом, органами и структурами) в 2002-2003 гг. , позиционирует себя как многофункциональная организация безопасности нового типа.

Многофункциональность ОДКБ и новый тип организации заключаются, прежде всего, в попытке совмещения в одной структуре двух «корзин» функций: противодействие традиционным внешним военным угрозам (создание военного союза, состыковка и сращивание военных инфраструктур семи стран-членов), с одной стороны, и противодействие новым угрозам и вызовам (борьба с наркотрафиком, незаконной миграцией, терроризмом и пр.) - с другой. Именно это совмещение способно сделать ОДКБ уникальным механизмом, который мог бы играть существенную роль в ходе формирования новой архитектуры безопасности в Евразии.

Руководство ОДКБ заявляет о готовности Организации взять на себя необходимую долю ответственности в общем деле обеспечения международного мира и стабильности. А ее деятельность рассматривается как вклад в поддержание глобальной безопасности. В документах ОДКБ встречается положение о неделимости и коллективном характере безопасности.

Общая стратегия ОДКБ на современном этапе сформировалась и продолжает формироваться из отдельных функциональных («направленческих») стратегий, которые объективно сложились в разные периоды и под воздействием разных обстоятельств.

Изначально Договор о коллективной безопасности (ДКБ) - это, прежде всего, договор коллективной обороны, поэтому в основе сотрудничества ОДКБ лежит стратегия реагирования на «традиционные» угрозы безопасности, которые могут привести к межгосударственному ядерному конфликту или широкомасштабной войне с применением обычных вооружений. Для отражения такого типа угроз предусмотрено формирование трех региональных коалиционных группировок войск.

В настоящее время сформированы и действуют Восточноевропейская (Россия- Белоруссия) и Кавказская (Россия-Армения) группировки, на центральноазиатском направлении вместо такой группировки созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) с авиационным компонентом (база в г. Кант в Киргизии). Считается, что именно создание КСБР привело летом 2001 г. к заметному спаду активности бандформирований в отношении центральноазиатских государств-участников ДКБ, по сравнению с предыдущими годами. С 2004 г. подразделения КСБР проводят ежегодно учения «Рубеж».

Также в систему коллективной безопасности входят создающиеся в настоящее время группировки объединенных систем (противовоздушной обороны (ПВО), разведки, связи, управления и др.) и Объединенный штаб ОДКБ. В настоящее время Объединенная система (ОС) ПВО существует на базе Союза Независимых Государств (СНГ), а не ОДКБ, но фактически активное участие в сотрудничестве и совместных учениях принимают только государства ОДКБ. Именно поэтому Организация планирует создать собственную интегрированную систему ПВО для трех регионов коллективной безопасности. Сейчас пока сформирована лишь российско-белорусская группировка.

Сложившаяся к концу 2010 г. стратегия «кризисного реагирования» предусматривает коллективные действия для «защиты безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитета государств-членов ОДКБ, а также совместного противодействия вызовам и угрозам коллективной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Реализовать эту стратегию призваны Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) и Миротворческие силы.

В феврале 2009 г. было принято решение о создании многофункциональных высокомобильных Коллективных сил оперативного реагирования, которые смогут не только отражать внешние вторжения, но и противодействовать наркотрафику, террористической угрозе, орг- преступности, ликвидировать последствия природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Помимо частей и соединений вооруженных сил в КСОР (общая численность около 20 тыс. человек) вошли подразделения специального назначения органов внутренних дел, органов безопасности и других спецслужб, а также органов в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. По заявлению руководства ОДКБ «не предполагается задействование КСОР для решения каких-то межгосударственных двусторонних политических проблем или в отношении наших партнеров по СНГ или соседних государств».

Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ вступило в силу в январе 2009 г. Миротворческий потенциал ОДКБ предполагается использовать с соответствующих санкций Совета Безопасности ООН как на территории государств ОДКБ и СНГ, так и за их пределами. Уже созданы, хотя еще ни разу не собирались на совместные учения, миротворческие силы (МС) ОДКБ численностью около 3,5 тыс. человек.

Контртеррористическая стратегия ОДКБ начала формироваться еще до терактов в США 11 сентября 2001 г. Уже в документах 2000 г. было зафиксировано намерение членов ОДКБ усилить координацию мер «по совместному противодействию новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности с акцентом на решительную борьбу против международного терроризма». На борьбу с экстремистскими и террористическими группировками нацелены сценарии учений КСБР. В других регионах коллективной безопасности также проводятся контртеррористические мероприятия: например, в сентябре 2006 г. прошли совместные российско-армянские учения «Атом Антитеррор-2006». Они включали войсковую операцию по блокированию и уничтожению диверсионно- террористических групп, а также проведение спецоперации по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах атомной энергетики. Под эгидой ОДКБ в апреле 2007 г. Белоруссия провела контртеррористическое учение «Ликвидация чрезвычайных ситуаций, создавшихся в результате террористического акта».

Отдельного внимания заслуживает антинаркотическая стратегия ОДКБ. В рамках Организации с 2003 г. ежегодно проводится комплексная оперативно-профилактическая операция «Канал», которая в 2008 г. получила статус постоянно действующей региональной антинаркотической операции. Ее цели - выявление и блокирование каналов нелегальной транспортировки наркотиков и их прекурсоров по «Северному маршруту» и части «Балканского маршрута». В 2007 г. в рамках операции впервые были использованы материалы финансовых разведок, что стало первым шагом на пути создания финансовых «поясов безопасности» вокруг Афганистана. Международный Комитет ООН по контролю над наркотиками в своем докладе за 2008 г. признает операцию «Канал» самой крупномасштабной и эффективной в противодействии афганскому наркотрафику. В ОДКБ также действует Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств-членов.

Еще одним направлением сотрудничества стран ОДКБ, согласно Уставу Организации, является противодействие нелегальной миграции из третьих стран. Первая совместная операция «Нелегал» была проведена в 2006 г.

В последние годы ОДКБ активно развивает программу по формированию системы информационной безопасности государств-членов для борьбы с такими угрозами, как распространение информации, запрещенной национальными законодательствами (идеи терроризма, экстремизма, призывы к насильственному свержению конституционного строя, клевета). Проводится операция «Прокси» (противодействие криминалу в сфере информации).

Сложилась система военно-технического сотрудничества и совместной подготовки военных кадров. Согласно существующим соглашениям с 2004 г. все государства-члены ОДКБ могут закупать вооружения и военную технику по внутренним российским ценам, которые, впрочем, нередко оказываются выше цен, предлагаемых другими зарубежными поставщиками. Нужно отметить, что все союзники России по ОДКБ диверсифицируют направления своего военного и военно-технического сотрудничества (ВТС), заключая соглашения, в первую очередь, с США, а также с Китаем, Турцией, Индией, Польшей, Украиной. Кроме ВТС, в рамках ОДКБ развивается и военно-экономическое сотрудничество, цель которого - возрождение связей между оборонно-промышленными комплексами (ОПК) стран-членов. Действуют также программы подготовки кадров по различным направлениям на льготной и безвозмездной основе.

Существует и парламентское измерение ОДКБ: в 2006 г. была создана Парламентская ассамблея ОДКБ, которая занимается контролем за вступлением в силу принятых в рамках Организации документов. Она также отвечает за деятельность по гармонизации национальных законодательств государств-членов и разработку модельных законов.

Помимо этого ОДКБ сформировала механизмы международно-политической координации. Эта группа включает развитие механизмов и процедур политико-дипломатического согласования позиций и интересов семи стран-участниц (систему Советов глав государств, министров обороны, министров иностранных дел, секретарей Советов безопасности, глав пограничных ведомств и др.). В нее также входит стратегия взаимодействия ОДКБ с другими международными организациями. Происходит, в частности, постоянная и относительно успешная координация позиций стран-участниц по голосованиям в ООН, вносятся совместные предложения в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Относительно смешанного характера Организации можно констатировать, что подобный же характер имеют две крупнейшие западные структуры - НАТО и Европейский Союз. Обе в разных пропорциях совместили черты политической и военной интеграции (или, говоря шире, интеграции в сфере обеспечения безопасности), что в принципе делает возможным их «состыковку» и - в перспективе - координацию функций с ОДКБ

Что такое ОДКБ (расшифровка)? Кто входит в организацию, сегодня часто противопоставляемую НАТО? Ответы на все эти вопросы вы, дорогие читатели, найдете в этой статье.

Краткая история создания Организации Договора о коллективной безопасности (расшифровка ОДКБ)

В 2002 году в Москве состоялось заседание Организации Договора о коллективной безопасности на основе десятью годами ранее (1992 г.) подписанного в Ташкенте аналогичного договора, а в октябре 2002 года была принята Хартия ОДКБ. В обговорили и приняли основные положения объединения - Устав и Соглашение, которые определяли международный Эти документы стали действительны уже в следующем году.

Задачи ОДКБ, расшифровка. Кто входит в эту организацию?

В декабре 2004 года ОДКБ на официальном уровне получила статус наблюдателя в что еще раз подтвердило уважение международной общественности к этой организации.

Расшифровка ОДКБ была приведена выше. В чем же основные задачи этой организации? Это:

    военно-политическое сотрудничество;

    решение важных международных и региональных вопросов;

    создание механизмов многостороннего сотрудничества, в том числе в военной составляющей;

    обеспечение национальной и коллективной безопасности;

    противодействие международному терроризму, незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции, транснациональной преступности;

    обеспечение информационной безопасности.

Основная Договора о коллективной безопасности (расшифровка ОДКБ) — это продолжать и укреплять отношения во внешней политике, военной, военно-технической сферах, координировать совместные усилия в борьбе с международным терроризмом и другими угрозами для безопасности. Ее позиция на мировой арене - крупное восточное влиятельное военное объединение.

Подведем итоги по толкованию ОДКБ (расшифровка, состав):

    Аббревиатура обозначает Организацию Договора о коллективной безопасности.

    На сегодня в ее состав входят шесть постоянных членов - Россия, Таджикистан, Беларусь, Киргизия, Армения и Казахстан, а также два государства-наблюдателя при парламентской ассамблее - Сербия и Афганистан.

ОДКБ в настоящее время

Организация может обеспечить комплексную защиту государств-членов, а также быстро реагировать на большой объем насущных проблем и угроз как внутри блока, так и вне его компетенции.

Жесткое противостояние между востоком и западом, США и РФ, санкции и ситуация в Украине ставят на повестку дня интересный вопрос о том, способна ли ОДКБ стать восточной альтернативой НАТО, или это не более чем санитарный кордон, предназначенный для создания буферной зоны вокруг России, которая служит в качестве инструмента обеспечения гегемонии России в регионе?

Ключевые проблемы организации

В настоящее время ОДКБ страдает от тех же двух проблем, что и НАТО. Во-первых, это одна доминирующая сила, несущая всю финансовую и военную нагрузку, при этом многие члены практически ничего не вкладывают в альянс. Во-вторых, организация борется за то, чтобы найти законное обоснование для своего существования. В отличие от НАТО, ОДКБ имеет еще одну фундаментальную проблему — члены организации никогда действительно не безопасности и они имеют разные видения, часто довольно противоречивые, о том, как ОДКБ должна выглядеть.

В то время как Россия довольствуется наращиванием военной инфраструктуры и использованием территорий государств-членов ОДКБ для размещения войск, другие страны часто видят организацию в качестве инструмента для поддержания их авторитарных режимов или смягчения этнической напряженности, еще оставшейся после распада Советского Союза. Такой разительный контраст в том, как участники видят организацию, создает атмосферу недоверия.

ОДКБ и Российская Федерация

Россия является государством-преемником бывшей сверхдержавы, ее и опыт руководства в одиночку гарантировали ей значимость на мировой арене, что ставит ее на несколько голов выше всех держав-участниц и делает сильным лидером в организации.

По результатам переговоров по ряду стратегических военных сделок с союзниками по ОДКБ, например, строительство новых авиабаз в Беларуси, Кыргызстане и Армении в 2016 году, Россия сумела укрепить свое присутствие в этих странах и их соответствующих регионах, а также уменьшить здесь влияние НАТО. Несмотря на экономические трудности, Россия еще более увеличивает военные расходы и планирует завершить амбициозную военную программу модернизации до 2020 года, демонстрируя свое желание играть все более важную роль в глобальном масштабе.

В краткосрочной перспективе Россия достигнет целей и консолидирует свое влияние, используя ресурсы ОДКБ. Расшифровка страны-лидера несложна: она хочет противодействовать стремлениям НАТО в Центральной Азии и Кавказе. Создавая условия для более глубокой интеграции, Россия открыла путь для создания эффективной коллективной безопасности со структурой, аналогичной западному соседу.

Надеемся, что теперь вам расшифровка ОДКБ как мощной региональной организации стала понятна.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!