Это жизнь - портал для женщин

Современные технологии рекультивации полигонов тко. Утверждены правила проектирования, эксплуатации и рекультивации полигонов для тко Полигон тко что

Утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 ноября 2017 г. N 1555/пр

Свод правил СП-320.1325800.2017

"ПОЛИГОНЫ ДЛЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ"

Polygons for solid communal waste. Projecting, operation and reclamation

Введен впервые

Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" , а также в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" , Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" , Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" , Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" , Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" , Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" .

Работа выполнена акционерным обществом "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве" - АО "ЦНС" (руководитель работы - А.И. Михайлов; ответственный исполнитель - А.В. Бормашов). Исполнители - Г.Л. Цеханский-Сергеев, В.Г. Быков, С.А. Деревянко, Т.В. Луговой, А.Г. Лебедев, М.В. Андросова, А.А. Талызин, Е.И. Кемяшова.

1 Область применения

Настоящий свод правил распространяется на проектирование, эксплуатацию и рекультивацию полигонов для твердых коммунальных отходов (ТКО).

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности

СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 56.13330.2011 "СНиП 31-03-2011 Производственные здания" (с изменением N 1)

СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.2 инертные материалы: Материалы, состоящие из химически неактивных веществ - нерудные ископаемые (песок, щебень и т.д.), искусственные нерудные материалы (керамзит и др.).

3.3 климатогеографические особенности: Климатогеографические (климатообразующие) и геофизические факторы внешней среды: световой режим, давление и циркуляция атмосферы (ветровой режим), температурный режим, влажность (осадки), атмосферные явления (магнитные и электрические аномалии).

3.4 консервация: Временное прекращение деятельности полигона.

3.5 ложе полигона: Нижняя часть полигона, контактирующая с почвой, состоящая из основания и стенок.

3.6 мощность полигона: Количество захораниваемых отходов.

3.7 полигоны твердых коммунальных отходов: Специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения и обезвреживания отходов.

3.8 прекращение деятельности полигона ТКО: Прекращение размещения и обезвреживания отходов.

3.9 рабочая карта: Участок полигона, на котором осуществляется захоронение отходов.

3.10 рекреационная зона: Специально выделяемая территория в пригородной местности или в городе, предназначенная для организации мест отдыха населения и включающая парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты.

3.12 статическая устойчивость отходов: Уплотнение отходов, их дальнейшее перегнивание и минерализация.

4 Общие положения

4.1 При проектировании зданий и помещений хозяйственно-бытовых объектов на территории полигонов ТКО следует:

Принимать конструктивные схемы, обеспечивающие необходимую прочность, жесткость и пространственную неизменяемость здания в целом, а также его отдельных элементов на всех стадиях возведения (монтажа) и эксплуатации;

Соблюдать при выборе конструкций, строительных изделий и материалов для зданий, размещенных на одной площадке, рекомендации по объектной унификации.

Расчет и проектирование строительных конструкций зданий полигонов ТКО должны проводиться в соответствии с требованиями СП 20.13330, СП 22.13330.

4.2 Общая площадь зданий и сооружений, расположенных на территории полигонов ТКО, определяется в соответствии с СП 56.13330.

4.3 Полигоны ТКО являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения и обезвреживания отходов. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов и их рекультивации.

4.4 На полигонах ТКО запрещается захоронение отходов 1-2-го классов опасности, радиоактивных и биологических отходов.

4.5 На полигонах ТКО разрешается сортировка отходов с целью извлечения отдельных фракций для последующей утилизации.

4.6 На полигонах ТКО разрешается сбор биогаза, содержащего в своем составе метан, с последующим его использованием в качестве источника тепловой, электрической энергии.

5 Требования к размещению полигонов твердых коммунальных отходов

5.1 При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации, прекращении эксплуатации и рекультивации полигонов ТКО учитываются климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности.

5.2 Полигоны ТКО размещаются за пределами городов и других населенных пунктов в соответствии с требованиями СП 42.13330 и СанПиН 2.1.4.1110. Минимальное расстояние от полигона до селитебной зоны - 500 м.

Размер санитарно-защитной зоны полигона ТКО определяется в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.

5.3 Площадь участка, отводимого под полигон ТКО, рассчитывают из условия срока его эксплуатации не более 25 лет.

5.4 Устройство полигонов ТКО на просадочных грунтах допускается при условии полного устранения просадочных свойств грунтов.

5.5 Площадка, предназначенная под размещение полигонов ТКО, должна отвечать следующим требованиям:

Иметь грунтовые условия, характеризующиеся однородностью геологического строения в пределах всей площадки;

Иметь гидрогеологические условия, характеризующиеся залеганием водоносных слоев на глубине не менее 5 м;

Отметка основания ложа полигона должна находиться на 2 м выше расчетного горизонта грунтовых вод.

5.6 Участок для размещения полигона ТКО должен быть незатопляемым или неподтапливаемым.

5.7 Участок для размещения полигона ТКО следует располагать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земель и открытых водоемов.

5.8 Участок для размещения полигона ТКО следует располагать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к муниципальным образованиям и рекреационным зонам.

5.9 Не допускается использовать под полигоны ТКО заболоченные земельные участки и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей.

5.10 Допускается размещение участка под полигоны ТКО на территории оврагов, начиная с их верховьев, при обеспечении требования по организации сбора и удаления поверхностного стока путем устройства перехватывающих каналов для отвода вод в открытые водные объекты.

6 Требования к устройству полигонов твердых коммунальных отходов

6.1 Полигоны ТКО подразделяют по мощности и способу захоронения отходов:

по годовой мощности (количество принимаемых отходов в год):

До 120 000 м 3 в год;

Более 120 000 м 3 в год;

по способу захоронения:

Картный (захоронение отходов на рабочие карты);

Траншейный (захоронение отходов в траншеи).

6.2 Проектируемую мощность полигона следует рассчитывать с учетом объема принимаемых ТКО, срока эксплуатации полигона, степени уплотнения ТКО.

6.3 Территорию полигона ТКО разделяют на зоны: производственную и вспомогательную (хозяйственную).

Производственная зона может включать технологические участки, определенные заданием на проектирование, в том числе:

Участок хранения;

Участок сортировки, измельчения, брикетирования и т.д.;

Участок компостирования;

Участок захоронения;

Участок термического уничтожения.

6.4 Участок захоронения разбивается на очереди эксплуатации с учетом обеспечения приема отходов в течение 3-5 лет.

6.5 Вспомогательная (хозяйственная) зона предназначена для размещения: административно-бытового корпуса, контрольно-пропускного пункта совместно с пунктом стационарного радиометрического контроля; весовой; гаража и площадки с навесами и мастерскими для стоянки и ремонта машин и механизмов; склада горюче-смазочных материалов; складов для хранения энергоресурсов, строительных материалов, спецодежды, хозяйственного инвентаря и др.; объектов электроснабжения и других сооружений. Территория вспомогательной (хозяйственной) зоны должна иметь твердое покрытие, освещение и въезд со стороны полигона.

Вспомогательную (хозяйственную) зону следует проектировать на участке полигона ТКО, граничащем с подъездной дорогой.

6.6 Основание и стенки ложа полигона ТКО должны состоять из гидроизолирующего материала (глинистые, грунтобитумно-бетонные, асфальтобетонные, асфальтополимербетонные, полимерные, геосинтетические, тканевые и другие материалы), обеспечивающего коэффициент фильтрации (проницаемость) не более 0, 10-0, 11 м/с, стойкость к механическим повреждениям - не менее 1, 8 кН.

6.7 Полигон ТКО должен быть оборудован дренажной системой (перехватывающие обводные каналы), обеспечивающей эффективный сбор и отвод фильтрата. Конструкция дренажной системы должна обеспечивать возможность ее промывки (прочистки) в период эксплуатации, а также обеспечивать возможность доступа для контроля за ее работоспособностью.

6.8 Захоронение следует проводить послойным чередованием ТКО и инертных материалов (с целью обеспечения перегнивания отходов, препятствия выделению вредных веществ в атмосферу и возгоранию отходов).

6.9 Территория полигона должна быть огорожена.

6.10 По периметру полигона в пределах огороженной территории должна быть предусмотрена система сбора поверхностного стока с локальными очистными сооружениями.

Поступление загрязненного поверхностного стока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

6.11 Очищенные фильтрат и поверхностный сток, воды ливнестоков после очистки в локальных очистных сооружениях можно использовать в технических целях, в том числе для полива в летнее время территории складирования ТКО с целью обеспечения пожаробезопасности.

6.12 Вспомогательная зона предназначена для размещения производственно-бытовых зданий для персонала, машин и механизмов.

6.13 Территория вспомогательной (хозяйственной) зоны должна быть обеспечена освещением по постоянной схеме, суточные карты освещаются по временной схеме.

6.14 На выезде из полигона ТКО предусматривается контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке. Размеры бетонной ванны должны быть такими, чтобы обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.

6.15 Сооружения для чистки, мойки и обеззараживания специального транспорта и контейнеров должны быть расположены в вспомогательной зоне перед въездом в производственную зону полигона ТКО на расстоянии не менее 50 м от хозяйственно-бытовых объектов (административно-бытовых зданий).

7 Требования к эксплуатации полигонов твердых коммунальных отходов

7.1 При картном захоронении отходов, захоронение ТКО допускается только на рабочей карте. Промежуточная (во время заполнения карты) или окончательная (последний слой) изоляция уплотненного слоя ТКО осуществляется при температуре выше 5°С ежесуточно, при температуре 5°С и ниже - не позднее трех суток со времени складирования ТКО.

Минимальное расстояние между рабочими картами - 5 м.

7.2 Для полигонов, принимающих менее 120 000 м 3 ТКО в год, может использоваться траншейная схема складирования отходов. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению преобладающих ветров, что препятствует разносу ТКО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для послойной изоляции отходов и засыпки траншей после заполнения.

7.3 Основание (днище) траншеи должно отвечать требованиям гидроизоляции, указанным в 6.6. Гидрогеологические условия размещения траншей должны соответствовать требованиям 5.5.

7.4 Размеры траншеи (длина, ширина, глубина) устанавливаются с учетом времени заполнения:

В течение одного-двух месяцев - при температуре выше 0°С;

На весь период промерзания грунтов - при температуре ниже 0°С.

7.5 Для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте, следует использовать переносные сетчатые ограждения (щиты). Переносные ограждения устанавливают как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТКО, перпендикулярно направлению преобладающих ветров.

7.6 Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта.

7.7 Регулярно подлежат очистке от мусора перехватывающие обводные каналы, отводящие фильтрационные стоки.

7.8 На территории полигона не допускается сжигание ТКО, и должны быть приняты меры по недопустимости их возгорания.

8 Требования пожарной безопасности

8.1 Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре следует осуществлять в соответствии с СП 3.13130.

8.2 Мероприятия по пожарной безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.1.004 и СП 3.13130.

8.3 Используемые инертные материалы для послойного чередования отходов (см. 6.8) должны быть негорючими.

8.4 При температуре воздуха выше 30°С участки хранения и захоронения отходов необходимо поливать водой.

Для полива можно использовать очищенные фильтрационные воды и воды ливнестоков после очистки в локальных очистных сооружениях (см. 6.11).

9 Требования к рекультивации полигонов твердых коммунальных отходов

9.1 После отсыпки полигона ТКО на предусмотренную высоту проводят его закрытие и рекультивацию.

9.2 Последний слой отходов после закрытия полигона перекрывается окончательно наружным изолирующим слоем грунта. Толщина наружного изолирующего слоя должна быть не менее 0, 6 м.

9.3 Для защиты закрытого полигона ТКО от выветривания или смыва окончательного наружного слоя грунта с откосов полигона, его необходимо озеленять путем создания террас и посадки на них деревьев и кустарников, непосредственно после укладки наружного изолирующего слоя. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями.

9.4 Использование территории рекультивированного полигона ТКО под капитальное строительство не допускается.

Библиография

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Москва 2016

Введение

1. Общие положения

2. Этапы проектирования полигонов захоронения ТКО

3. Выбор участка под строительство полигона

4. Проект полигона ТКО

4.1. Состав проекта

4.2. Расчет необходимой площади отвода участка земли для строительства полигона

захоронения ТКО. Пример расчета

4.2.1. Организация сбора отходов

4.2.2. Расчет годовой нормы накопления ТКО в населенных пунктах

4.2.3. Определение проектной вместимости полигона

4.2.4. Расчет требуемой площади земельного участка для размещения полигона.

Схема полигона

4.3. Проектирование участка складирования. Пример расчета

4.3.1. Расчет вместимости полигона

4.3.2. Проектирование кавальеров для складирования плодородного и минерального грунта

4.4. Прогноз техногенного влияния полигона ТКО на компоненты природной среды.

Инженерные решения по защите окружающей среды

4.5. Защитные экраны полигонов

4.5.1. Общие положения

4.5.2. Природные геохимические барьеры

4.5.3. Противофильтрационные экраны в основании полигона, выполняемые из глины

4.5.4. Противофильтрационные экраны в основании полигона, выполняемые с

использованием геосинтетических материалов

4.6. Устройство противофильтрационных экранов в основании полигона

4.6.1. Пример устройства глиняного противофильтрационного экрана

4.6.2. Пример устройства противофильтрационного экрана из рулонных

геосинтетических материалов

4.7. Внутренний дренаж и система удаления фильтрата. Пример расчета

4.7.1. Общие положения проектирования дренажа

4.7.2. Расчет объема фильтрата, удаляемого из свалочного тела в период

эксплуатации полигона. Пример расчета

4.8. Проектирование системы дегазации полигона. Пример расчета

4.9. Ограждающие сооружения. Определение параметров нагорных каналов.

Пример расчета

5. Административно-хозяйственная зона и инженерные сооружения

6. Санитарно-защитная зона и система мониторинга

6.1. Санитарно-защитная зона

6.2. Система мониторинга

7. Технологическая схема эксплуатации полигона

9. Закрытие полигона и передача участка под дальнейшее использование

9.1. Технический этап рекультивации

9.2. Биологический этап рекультивации

10. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия

по предупреждению чрезвычайных ситуаций

Заключение

Список литературы


Общие положения

Полигоны захоронения ТКО - инженерно-экологические комплексы, предназначенные для централизованного приема ТКО, их обезвреживания и захоронения, предотвращающие распространение загрязняющих веществ в компоненты природной среды.

На полигоны захоронения ТКО принимают:

· бытовые отходы и отходы потребления из жилых зданий, учреждений и предприятий общественного назначения, объектов оптово-розничной торговли промышленными и продовольственными товарами;

· строительные отходы, образованные при сносе, ремонте, реконструкции, новом строительстве зданий и сооружений, отходы стройиндустрии, промышленные отходы, приравненные к ТКО, древесно-растительные отходы от планового ухода за зелеными насаждениями городов;

· твердые промышленные отходы IV класса опасности по согласованию с органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологическими службами и учреждениями коммунальной сферы, в количестве, не превышающем 30% от массы принимаемых ТКО,

· отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с «Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

Запрещен прием на полигоны следующих видов отходов:

· строительных, содержащих асбестовый шифер в виде боя, шлаки, золы, отработанный асбест, отходов мягкой кровли, имеющих 4-й класс опасности;

· промышленных 1, 2 и 3 классов опасности;

· радиоактивных, независимо от уровня их радиации;

· ртутных ламп и продуктов демеркуризации.

Полигоны ТКО по видам принимаемых отходов подразделяют на два класса:

· полигоны ТКО 1-го класса – полигоны, на которых разрешено размещать отходы, содержащие ≤25% органические примеси, при разложении которых образуются вредные вещества в количествах, не превышающих значения ПДК;

· полигоны ТКО 2-го класса - полигоны, на которых размещают отходы, содержащие >25% органические примеси, а также другие виды отходов, при разложении которых образуются вредные вещества в количествах превышающих значения ПДК.

Организации, эксплуатирующие полигоны, разрабатывают регламент (режим) работы полигона и инструкцию по приему ТКО. В соответствии c разработанной инструкцией, осуществляют учет поступающих отходов, обеспечивают их контроль, распределяют в пределах эксплуатируемой части полигона, выполняют послойную изоляцию отходов, обеспечивают выполнение требований, предъявляемые к безопасности жизнедеятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях.

Этапы проектирования полигонов захоронения ТКО

Создание полигона захоронения ТКО, как и любого объекта строительства, осуществляют в непрерывном инвестиционном процессе с момента возникновения замысла до сдачи объекта в эксплуатацию.

В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства с учетом действующего российского законодательства и зарубежной практики, как правило, состоит из трех основных этапов.

Первый этап – определение цели инвестирования, вид и объемы приема отходов на объекте строительства, морфологический состав и свойства отходов, срок эксплуатации, расчетный объем полигона и его требуемая площадь, перспективные участки строительства с учетом экономических и экологических требований. На основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных заказчиком проводится оценка возможностей инвестирования и достижения технико-экономических показателей.

С учетом принятых на данном этапе решений заказчик представляет, в установленном порядке, ходатайство (декларацию) о намерениях.

После получения положительного решения местного органа исполнительной власти заказчик приступает к разработке обоснований инвестиций в строительство.

Второй этап – разработка обоснований инвестиций в строительство на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме достаточном для принятия заказчиком решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка) и разрешения на разработку проектной документации.

Итак, мы снова обращаемся к теме захоронения отходов. На этот раз поводом послужила законодательная инициатива Минприроды России по запрету к захоронению некоторых групп отходов. Разберемся с проектом постановления и с возможными последствиями его принятия.

На сегодняшний день в экологическом законодательстве нет нормы, которая бы определяла, какие отходы можно захоронить на полигоне, а какие нельзя. Такие нормы есть только в санитарных нормативных документах. Поэтому необходимость навести порядок в этом вопросе зреет давно.

Захоронению на полигонах подвергаются твердые бытовые и промышленные отходы. В чем их отличие? Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) четкое определение есть только у понятия «твердые коммунальные отходы» (ранее — твердые бытовые отходы). Соответственно, все, что не ТКО, по умолчанию относится к промышленным отходам, за исключением радиоактивных или биологических отходов, которые априори нельзя захоранивать на обычных полигонах ТКО или промышленных полигонах.

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ

Вопросы захоронения отходов на полигонах регулируются несколькими санитарными нормативными документами. Полигон для захоронения отходов может быть двух типов — полигон ТКО и специальный полигон для промышленных отходов .

СЛОВАРЬ

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Полигоны — комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.

Полигоны для захоронения ТКО проектируются, эксплуатируются и рекультивируются в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (Москва, 1998; далее — Инструкция).

Согласно Инструкции к ТБО относятся отходы хозяйственной деятельности населения (приготовления пищи, уборки и текущего ремонта квартир и др.), включая отходы отопительных устройств местного отопления, крупногабаритные предметы домашнего обихода, упаковку, смет с дворовых территорий, улиц, площадей, отходы ухода за зелеными насаждениями и др.

При этом на полигонах ТКО допускается захоранивать некоторые виды промышленных отходов при соблюдении особых условий. Так, в приложении 9 к Инструкции есть Перечень промышленных отходов IV класса опасности, принимаемых на полигоны твердых бытовых отходов без ограничения и используемых в качестве изолирующего материала. В этом списке такие отходы, как алюмосиликатный шлам, асбокрошка, бентонит, гипс, шифер, шлаки ТЭЦ, известь и прочие относительно инертные отходы, которые при контакте с ТКО и окружающей средой не нанесут среде потенциально большого вреда. Именно поэтому они используются для изоляции слоев ТКО на полигоне.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

IV класс опасности отхода в данном случае дан по санитарной классификации отходов согласно СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»:
. 1 класс — чрезвычайно опасные;
. 2 класс — высоко опасные;
. 3 класс — умеренно опасные;
. 4 класс — мало опасные.
В отличие от экологической классификации, в которой пять классов опасности отходов, здесь их только четыре. Класс определяется расчетным или экспериментальным методом на основании различных параметров опасности компонентов отхода согласно данным санитарным правилам.

Кроме того, в приложении 10 к Инструкции предлагается Перечень промышленных отходов III и IV классов опасности, принимаемых на полигоны твердых бытовых отходов в ограниченном количестве и складируемых совместно, в котором даются нормативы захоронения некоторых промотходов на 1000 м 3 ТКО. В этот список входят отходы производства уксусного ангидрида, резины, полистрирольных пластиков, электроизоляционных материалов, отходы суспензионного, эмульсионного производства сополимеров стирола и т.д. Эти материалы тоже обладают низкой реакционной способностью, плохо окисляются и являются хорошим буферным материалом в смеси с ТКО.

В приложении 11 к Инструкции приведен Перечень промышленных отходов IV-III классов опасности, принимаемых в ограниченных количествах и складируемых с соблюдением особых условий. Так, например, активированный уголь и обрезь кожзаменителей принимаются при условии укладки слоем не более 0,2 м, а невозвратная деревянная и бумажная тара не должна содержать промасленную бумагу во избежание возгорания.

Гигиенические требования к полигонам ТКО прописаны в СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее — СП 2.1.7.1038-01). Согласно СП 2.1.7.1038-01 на полигоны ТКО могут попадать отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный смет, строительный мусор и некоторые промышленные отходы III-IV классов опасности.

Список таких отходов в каждом случае согласовывается с Роспотребнадзором . Токсичные промышленные отходы захораниваются только после обезвреживания на специальных полигонах, то же касается радиоактивных и биологических отходов. Отходы лечебно-профилактических учреждений (сейчас они называются медицинскими отходами) согласно СП 2.1.7.1038-01 допускается захоранивать на полигоне ТКО.

Напомним, что согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее — СанПиН 2.1.7.2790-10) для медицинских отходов существует своя классификация опасности.

Извлечение
из СанПиН 2.1.7.2790-10

[…]
2.1. Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее — ТБО).
Класс Б — эпидемиологически опасные отходы.
Класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г — токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности.
Класс Д — радиоактивные отходы.
[…]

В СП 2.1.7.1038-01 содержится важное уточнение: не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровоза. Это нужно делать на этапе сбора отходов либо после на специальных сортировочных станциях с соблюдением санитарно-гигиенических требований.

Промышленные отходы могут быть захоронены с ТКО при условии непревышения токсичности смеси промышленных отходов с бытовыми по сравнению с токсичностью бытовых отходов по данным анализа водной вытяжки. Основной показатель, характеризующий опасность отхода, — содержание токсичных веществ в одной вытяжке, а также БПК и ХПК:

Извлечение
из СП 2.1.7.1038-01

[…]
8.2. Промышленные отходы 4 класса опасности, принимаемые без ограничений в количественном отношении и используемые в качестве изолирующего материала, характеризуются содержанием в водной вытяжке (1 л воды на 1 кг отходов) токсичных веществ на уровне фильтра из твердых бытовых отходов (ТБО), а по интегрирующим показателям — биохимической потребностью в кислороде (БПК полн) и химической потребностью в кислороде (ХПК) — не выше 300 мг/л, имеют однородную структуру с размером фракций менее 250 мм.
8.3. Промышленные отходы 4 и 3 класса опасности, принимаемые в ограниченном количестве (не более 30 % от массы твердых бытовых отходов) и складируемые совместно с бытовыми, характеризуются содержанием в водной вытяжке токсичных веществ на уровне фильтрата из ТБО и значениями БПК 20 и ХПК 3400 — 5000 мг/л O 2 .
[…]

Таким образом, некоторые виды промышленных отходов вполне могут быть захоронены на полигоне ТКО, другие виды — исключительно на полигонах промышленных отходов. Проектирование и эксплуатация полигонов промышленных отходов осуществляется в соответствии со СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов», в которых не только указаны нормы проектирования и эксплуатации полигонов, но и подробно расписано:

Какие группы промотходов могут быть приняты на полигон;

При каких условиях они принимаются;

Какие методы предварительной обработки, обезвреживания, утилизации должны пройти отходы на сортировочных станциях или специальных заводах по обезвреживанию, прежде чем попасть на полигон.

На практике процесс передачи отходов на захоронение обстоит следующим образом. У предприятия есть перечень отходов, которые оно обязано передать лицензированной организации. Если предприятие хочет передать отходы на захоронение на полигон ТКО или промотходов, перечень необходимо сверить с лицензией на прием отходов у данного полигона. Наименования, коды и классы опасности отходов должны совпадать. При условии наличия у предприятия паспортов отходов, а также готовности полигона принять у него отходы заключается договор на передачу.

Часто предприятия, чтобы упростить процесс передачи отходов, стремятся отправить на захоронение не только ТКО и разрешенные промотходы, но и отходы I и II класса по экологической классификации. При этом если эти отходы попадают на полигон в смеси с ТКО, визуально их идентифицировать сложно, в результате захораниваются отходы потенциально высоко опасные для окружающей среды и человека . Чаще всего в общей массе ТКО оказываются ртутьсодержащие лампы, замасленная ветошь и бумага, загрязненные опасными веществами упаковочные материалы.

Кроме токсичности, данные отходы при захоронении наносят и косвенный вред окружающей среде, ведь большая часть промышленных отходов — потенциальное вторичное сырье, при повторном использовании которого можно сэкономить значительный объем ресурсов. Именно такой подход к обращению с отходами принят на Западе и начинает внедряться в нашей стране.

СПРАВКА

Процент вторично используемого сырья в России сравнительно мал, хотя по данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году» процент использования/обезвреживания отходов в целом растет: в 2014 г. было использовано/обезврежено 46 % отходов, в 2015 г. — 53 %. Причем в основном это отходы добывающей промышленности — вскрышные и вмещающие породы, использовать которые в качестве материала для засыпки карьеров, рекультивации и т.д. сравнительно просто и выгодно.

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ЗАПРЕТЕ ЗАХОРОНЕНИЯ

В связи с необходимостью реализации государственной политики по снижению общего количества захоронения отходов Минприроды России разработало проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» .

Постановление разработано в целях реализации п. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ, который гласит: «Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации».

В проекте приводится перечень групп отходов, на которые предполагается поэтапно ввести запрет на захоронение с целью стимулирования их повторного использования (см. таблицу).

Данное постановление будет работать в общей системе механизмов стимулирования природопользователей к утилизации отходов от производства, таких как расширенная ответственность производителей за утилизацию отходов от использования товаров, разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО.

Сам перечень групп отходов корреспондируется с перечнем готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р). Запрет на захоронение обусловлен тем, что в состав этих отходов входят полезные компоненты: черные и цветные металлы, в т.ч. ртуть, полимерные материалы, резина, стекло, бумага и картон. Для реализации постановления необходимо, прежде всего, наладить потоки поступления данных отходов на использование : на этапе сбора — внедрять их раздельный сбор; на этапе сортировки — выделять полезные компоненты отходов из общей массы ТКО.

СПРАВКА

Сегодня наибольший процент утилизации достигается для группы отходов черных и цветных металлов (до 98 %) и отходов стеклянной тары (до 94 %), а также отходов шин и покрышек (до 78 %). Для этих отходов есть сеть предприятий-переработчиков, их легко собрать и доставить на место переработки, и стоимость приема отходов выгодна для предприятий-поставщиков.

Эти данные касаются только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для населения же, по разным оценкам, сбор вторсырья из отходов не превышает 2,5 %. Такое положение вещей обусловлено тем, что среди населения не налажен раздельный сбор мусора, отсутствует сеть мусоросортировочных заводов, и общая рентабельность сбора вторсырья у населения стремится к нулю. В стране есть сеть мусоросортировочных предприятий и сеть предприятий-переработчиков отходов, однако все они работают в половину мощности из-за отсутствия поставок сырья. Более того, для некоторых заводов сырье закупается за границей (например, стеклобой — в Эстонии).

Рассмотрим ситуацию по каждой группе отходов, которые предполагается запретить захоранивать.

Отходы бумаги и картона

Производство бумаги в России постепенно наращивает темпы. Примерно половина от общего объема образования отходов бумаги и картона незагрязненных подвергается вторичной переработке. Коэффициент сбора макулатуры — около 30 %. Выделение бумаги из массы ТКО составляет всего 1,5 %, при этом такая бумага влажная и загрязненная и как сырье для производства малопригодна.

Отходы бумаги и картона являются отходами товаров, в отношении которых установлено действие ответственности производителей (нормативы утилизации введены с 2016 г. на уровне 5-10 %), что усиливает действие проекта постановления. Предприятия по переработке макулатуры недозагружены.

Отходы продукции из термопластов: отходы упаковки из полимерных материалов

Отходы продукции из термопластов — это по большей части отходы обычных пластиковых бутылок. Их количество непрерывно увеличивается, при этом на нашем рынке 80 % пластмассовых изделий — отечественного производства. Однако утилизируется порядка 13 % отходов пластмассы, остальные попадают на полигоны захоронения. Рынок переработки отходов пластмассы в последние годы развивается, в России представлено до 4000 предприятий по переработке таких отходов, но все они работают на 50-60 % мощности.

За отходы изделий пластмассовых упаковочных также несут ответственность их производители, норматив утилизации в 2016 г. установлен на уровне 5-10 %, в 2017-м — 10-15 %. Ответственность производителей совместно с запретом на захоронение будет способствовать развитию системы сбора и утилизации.

Отходы стекла и изделий из стекла: тара и упаковка стеклянная

В 2015 г. образовано 186 тыс. т отходов стекла, процент сбора — не более 38 %. Заготовка стеклобоя вызывает массу трудностей (например, сортировка светлого и темного стекла, очистка от грязи и др.). Вторичное стекло используется в стекольной промышленности, в строительных материалах и т.д. Как уже отмечалось, спрос на стеклобой в России удовлетворяется за счет импорта. Сортировка стекла — мероприятие очень дорогостоящее, поэтому предпочтительнее производить раздельный сбор изначально.

В перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, входят:

Стекло листовое гнутое и обработанное;

Стекло полое, включая тару и иные укупорочные средства из стекла.

Введение запрета на захоронение отходов потребует функционирования системы селективного сбора стеклянной тары, развития рынка обращения и переработки стеклобоя и отходов стеклянной упаковки.

Лом и отходы черных металлов. Лом и отходы, содержащие цветные металлы

Высокий процент сбора лома металлов сегодня обусловлен приемлемыми ценами на прием данного вторсырья. Рентабельность сбора и передачи лома обеспечила развитие хорошей инфраструктуры по приему металлов, именно поэтому нормативы утилизации упаковки тоже высоки — 20 % в 2016 г. для консервных банок из черных металлов.

КСТАТИ

Гораздо дешевле получать алюминий из вторсырья, нежели путем выплавки из алюмосодержащих минералов.

Отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть

Ртуть очень токсичное вещество, поэтому запрет на захоронение призван в том числе уменьшить опасность ртутного загрязнения окружающей среды.

Ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные лампы;

Реле импульсные ртутьсодержащие;

Вентили, термометры ртутные;

Элементы и батареи ртутно-цинковые, ртутьсодержащие гальванические элементы и др.

В России производится 68 млн ртутных ламп ежегодно, при этом у предприятий-потребителей образуется 15 тыс. т отходов, содержащих ртуть, и примерно 13 тыс. т из них передается на обезвреживание. Постепенно количество ртутьсодержащих отходов будет снижаться, т.к. на рынок выходят альтернативные источники света. Захоронение таких отходов совместно с ТКО недопустимо, т.к. может вызывать отравление почвы, грунтовых вод и впоследствии населения. В целом утилизация отходов, содержащих ртуть, по официальной статистике, сегодня не превышает 62,7 % от объема их образования, по оценкам экспертов — не более 40 %.

Оборудование компьютерное, электронное, оптическое, электрическое, утратившее потребительские свойства

Отходы электронного и электротехнического оборудования наращивают объемы образования с каждым годом. В этих отходах есть много ценных компонентов, пластика, металлов, а также и токсичных веществ. В мире ежегодно образуется порядка 50 млн т отработавшего электротехнического и электронного оборудования, в т.ч. в России — от 0,9 до 1,4 млн т. Система учета образования и обращения с такими отходами в России развита слабо, поэтому точно сказать, какой процент образовавшихся отходов утилизируется, сложно. По оценкам экспертов, не более 5-8 % объема образованных отходов данной группы в России собирается и перерабатывается, причем основная масса отходов поступает на переработку от юридических лиц.

Значительные объемы отходов данного вида выбираются из коммунальных отходов и разбираются частными лицами для извлечения драгоценных металлов. В то же время опасные вещества после разборки оказываются в потоках ТКО, а зачастую просто выбрасываются, нанося огромный вред окружающей среде.

На территории Российской Федерации около 70 компаний в разных регионах рекламируют услуги по утилизации такого оборудования, однако многие из них не имеют мощностей по переработке.

Причины отсутствия индустрии переработки данных отходов в России:

Нет мотива у собственника/производителя отходов, владельца вторичного сырья;

Не развита инфраструктура сбора у населения и предприятий;

Недостаточное количество подготовленных переработчиков таких отходов.

При этом существующие крупные компании-переработчики отмечают недозагрузку мощностей. Крупные сети магазинов электроники часто меняют устаревшую технику с доплатой на новую, при этом старую технику передают утилизирующим компаниям.

В перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, входят следующие группы товаров:

Компьютеры и периферийное оборудование;

Оборудование коммуникационное;

Техника бытовая электронная;

Приборы оптические и фотографическое оборудование;

Батареи аккумуляторные;

Оборудование электрическое осветительное;

Приборы бытовые электрические;

Приборы бытовые неэлектрические;

Инструменты ручные со встроенным электрическим двигателем;

Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное.

Отходы шин, покрышек, камер автомобильных

Шины и покрышки являются наиболее крупнотоннажным отходом резинотехнических изделий. Объемы производства шин и покрышек в России растут, половина их идет на экспорт. Согласно статистике, 77 % объема отходов покрышек и шин передается на утилизацию, что является неплохим показателем, однако, по оценке экспертов, на переработку идет всего 10 %, а 20 % сжигается, при этом объем образующихся отходов в разы больше официальных данных. Предприятия по переработке недозагружены, сырье в дефиците, и полученная вторичная резина также не пользуется спросом.

Перспективное направление — производство резиновой крошки, объемы потребления и популярность которой в России возросли. В структуре рынка резиновой крошки преобладает продукция российских предприятий, вместе с тем отмечается рост импорта резиновой крошки. В структуре потребления резиновой крошки преобладает производство резинотехнических изделий — 36 %, доля резиновых и других покрытий оценивается в 20 %, шин и покрышек — в 15 %.

Основной проблемой отечественного производства крошки является отсутствие системы сбора использованных покрышек для последующей переработки.

Шины, покрышки и камеры резиновые включены в перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. В 2016 г. для данной группы товаров установлен норматив утилизации, равный 15 %, в 2017-м — 20 %.

Запрет на захоронение таких отходов будет способствовать формированию инфраструктуры сбора и утилизации отходов, загрузке существующих производственных мощностей.

Твердые коммунальные отходы

Один гражданин в год производит до 400 кг ТКО, ежегодно в стране накапливается более 50 млн т неутилизированных ТКО, при этом утилизируется по различным оценкам не более 5-8 % от общего объема отходов.

Утилизация полезных компонентов, содержащихся в ТКО, целесообразна только при условии раздельного сбора отходов, т.к. выборка ценных компонентов из массы мусора дорогостояща и нерентабельна.

Содержание компонентов, которые могут быть утилизированы, напрямую зависит от морфологического состава ТКО (на него влияют климатическая зона, степень благоустройства жилья, этажность, вид топлива и др.). Наибольшую часть ТКО составляет бумага, картон, пищевые отходы, пластик. При этом должна учитываться рентабельность транспортировки ценной фракции ТКО к потребителю. Наиболее рентабельна перевозка лома цветных металлов как фракции ТКО.

Условия, при которых сортировка ТКО перед их захоронением целесообразна и экономически выгодна:

Мощность совокупного потока ТКО не менее 100 тыс. т/год;

Количество утильных фракции в общем объеме ТКО не менее 20-30 % от общего объема ТКО;

Транспортное плечо не более 100 км, кроме транспортирования отходов цветных металлов, где оно может достигать 1000 км.

Введение запрета на захоронение несортированных ТКО потребует строительства мусоросортировочных комплексов и мусороперерабатывающих заводов.

Международный опыт

Международный опыт в сфере вовлечения отходов во вторичное использование показывает высокие результаты благодаря принятым соглашениям международного уровня.

Директива Совета Европейского Союза 1999/31/EC от 26.04.1999 «О захоронении отходов на полигонах» обязала страны-участницы разработать программу обращения с ТКО. Кроме того, она ввела запрет на размещение на полигонах определенных видов отходов, например автомобильных шин и жидких отходов. В документе предусмотрено, что на полигон может быть доставлен только предварительно переработанный мусор, что предопределяет необходимость увеличения числа мусороперерабатывающих заводов.

Второй важный документ — Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/98/EC от 19.11.2008 «Об отходах и признании утратившими силу некоторых распоряжений». Цель документа также в сокращении объема полигонов. Наиболее важным в содержании является введение количественных целей по переработке ряда видов ТБО.

Вывод

Проект постановления вписывается в общую политику государства по снижению количества образующихся и размещаемых отходов, повышению количества утилизированных отходов и в целом снижению вредного воздействия отходов на окружающую среду. При условии грамотной реализации постановления и своевременного появления инфраструктуры по раздельному сбору отходов, мусоросортировочных комплексов, утверждения прозрачных территориальных схем обращения с отходами результат не заставит себя ждать, особенно если реализация проекта стимулируется экономическими механизмами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!