Это жизнь - портал для женщин

Основные этапы европейской интеграции. Европейская интеграция

Европейский Союз (далее - ЕС) - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Поскольку смысл этого термина очень широк, его можно применять в широком диапазоне областей человеческого познания, которые просто стремятся охарактеризовать и исследовать любые процессы унификации или деградации. Поскольку актуальная проблема европейской интеграции актуальна, важно обсудить, что такое интеграция, каковы основные причины европейской интеграции и как развивались Европейские сообщества и их эволюция в Европейский Союз.

Выяснить, что означает термин интеграция. Обсудить основные причины европейской интеграции. Проанализировать, как было построено Европейское сообщество. Интеграция представляет собой многогранную и разнообразную концепцию, которая подразумевает интеграцию отдельных частей в одну систему, где отдельные автономные социальные соединения идентифицируют и развивают взаимосвязи таким образом, что постепенно их автономия уменьшается, и каждая становится неотъемлемой частью более сложного и сложного соединения.

ЕС - это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного прав. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу. В её основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам. ЕС - это, прежде всего, общее право, общие институты и общая политика.

Интеграция возникла и эволюционировала неравномерно. В результате, более густонаселенные страны, чем те, в которых они меньше, из-за развития предприятий оптимального размера на внутреннем рынке и роста конкурентоспособности. В соответствии со своим масштабом и сложностью рассматриваемых вопросов интеграция может быть.

Глобальном. Региональный. В процесс интеграции участвуют различные субъекты: государства, наднациональные учреждения, предприятия, общественные организации. Все они имеют разные интересы и цели, поэтому существуют различные противоречия. Как правило, существуют две формы интеграции.

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Мысль о единстве Европы формировалась в течении тысячелетий, однако только Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции. Для стран, потерпевших поражение в войне, насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

Теоретически возможна глобальная и региональная интеграция, но глобальная политическая интеграция была и остается теоретической возможностью, в то время как региональная интеграция, в частности формы европейской интеграции, уже стала вопросом политической практики.

Однако есть два мнения, которые пытаются объяснить причину наиболее развитого случая европейской интеграции. Некоторые теоретики считают, что европейская интеграция - это естественный процесс, который демонстрирует, что суверенное, территориальное государство как форма политической организации народа уже исчерпало весь свой потенциал. Поэтому существующая система суверенных государств постепенно начинает меняться, и крупные политические союзы, какие-то сверхдержавы, начинают меняться.

К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

Между тем другие теоретики, придерживаясь одного и того же процесса европейской интеграции, сделали другой вывод. По их мнению, интеграция не является естественным процессом. Чтобы начать его, правительства должны добровольно принять решение об этом. И правительства делают это не из-за каких-либо теоретических или идеалистических стимулов, а потому, что они убеждены, что они выиграют от этого. Другими словами, суверенные правительства инструктируют международные учреждения решать определенные проблемы не потому, что они не смогут сделать это сами, а потому, что есть основания полагать, что все будет обработано более эффективно.

В 1948 г. Франция, Великобритания и страны Бенилюкса учреждают Западноевропейский союз, направленный преимущественно против угрозы со стороны Германии. Годом позже, по инициативе Соединённых Штатов, избирается принципиально иной путь решения безопасности Западной Европы, суть которого не изолировать Германию, а вовлечь её в общее достаточно большое объединение - Организацию Северо-Атлантического договора (НАТО - 1949 г.), в состав которой включается и Западная Германия. Таким образом, почти одновременно были созданы общеевропейские организации в политической, экономической и оборонной областях.

И вместе это означает, что суверенные национальные государства не только «не умирают» - напротив, из-за интеграции они еще более напряжены, более адаптированы к изменяющейся среде. Теоретические дебаты между сторонниками этих двух положений еще не закончены, и сам факт европейской интеграции должен дать окончательный ответ.

Таким образом, основным условием для первого шага к объединенной Европе было примирение между Францией и Германией. Только в разгар великих держав Европы может быть политическое и экономическое целое Европейского Союза. Немцы согласились, и Италия, Бельгия, вскоре присоединилась к декларации.

2.Характеристика основных учредительных договоров Европейского союза.

Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Он был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет. Европейское объединение угля и стали - это первое интеграционное объединение в Европе, положившее начало процессу европейской интеграции и созданию ЕС.

Франции, Федеративной Республики Германии, Италии, Бельгии. Парижский договор содержал два принципиально новых аспекта. С экономической точки зрения была создана зона свободной торговли, все таможенные тарифы были отменены практически для всех видов продукции.

Политическое значение этого договора заключалось в том, что впервые в Европе существовала трансграничная организация с четкими наднациональными особенностями. Новым импульсом для создания наднациональных структур стала война в Корее, которая побуждала европейские государства к созданию общей армии. К сожалению, второй шаг не был успешным из-за единодушного противостояния Национальной ассамблеи Франции в отношении такого соглашения, и идея создания Европейского оборонного сообщества рухнула. Однако эта неудача не остановила инициаторов профсоюзов, но только заставила их переоценить свой подход к будущему интеграции и основывать свои дальнейшие шаги на экономическом европейском сотрудничестве.

Примерно треть всех статей Договора была посвящена практическим проблемам коллективного управления сталелитейной и угольной промышленностью - финансам, инвестициям, производству, ценам, внутриотраслевым соглашениям и концентрации, регулированию условий конкуренции, заработной плате и мобильности рабочей силы, транспорту, торговой политике.

В нем говорилось о необходимости экономического и политического Европейского союза. На Римской конференции шесть стран подписали два соглашения, учредив две новые организации. Европейское сообщество по атомной энергии, основными задачами которого являются: научные исследования и продвижение научных знаний, единые стандарты безопасности, поставки руды, горючие материалы, поощрение инвестиций, создание общего ядерного рынка.

Воодушевленный начальным успехом, особенно в области экономики, в начале 60-х годов Шешетас вернулся к цели более тесной политической интеграции. Новые инициативы были предприняты только в начале 1970-х годов. Гаагский саммит решил реализовать пункты Римского договора. В том же году таможенные пошлины на промышленные товары были отменены, был введен общий внешний тариф, и была объявлена ​​идея введения общих денег.

На первый взгляд Объединение ставило перед собой сравнительно узкие цели, решало специальный круг задач и проблем, связанных с развитием сталелитейной и угольной промышленности. В то же время ЕОУС было своеобразным экспериментом, в ходе которого проходили практическую проверку важнейшие теоретические построения и, прежде всего, решалась задача соотношения наднационального и межнационального в западноевропейской интеграции. Ради достижения поставленных целей государства-члены пошли на радикальный шаг - ограничение своего суверенитета, передачу властных полномочий наднациональным органам.

Идея рухнула из-за противоречий между основными структурными принципами государств Сообщества и необходимостью институциональной реформы. Брюсселе, Соглашения о присоединении Ирландии, Дании, Соединенного Королевства и Норвегии к Европейским сообществам.

Дания, Ирландия и Соединенное Королевство присоединяются к Европейским сообществам - число членов общин увеличивается до девяти. Норвегия уходит после референдума, в котором большинство голосов против членства. На саммите в Париже политические лидеры девяти государств-членов решают встретиться три раза в год в качестве Европейского совета. Они также поддерживают прямые европейские выборы и соглашаются создать Европейский фонд регионального развития.

ЕОУС был наделён статусом юридического лица, за ним была признана международная правоспособность. Для управления Объединением создавалась система институтов, основная схема которой была впоследствии воспринята Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). Она включала Высший руководящий орган, Общую ассамблею (будущий Европейский парламент), Специальный Совет министров (Совет) и Суд.

Вы видите 51% этой статьи. Ей станет еще удобнее, если после ее осенних парламентских выборов в Германии ее должность займет Ангела Меркель. Конечно, любой прорыв в интеграции в этой области будет тревожным. Как можно было бы относиться к Литве в этом случае?

Эти вопросы политически тесно связаны с управлением миграционным кризисом. Более эффективный контроль над внешними границами может уменьшить давление на соглашение о переселении беженцев, однако прогресс в этой области все еще ограничен. В отличие от некоторых стран Центральной Европы Литва участвует в программе передачи беженцев, но более активно участвует в транзите в Германию или Швецию.

Европейское объединение угля и стали 23 июня 2002 г. прекратило своё существование в связи с истечением Договора о его создании, заключённого на 50 лет и не продлевавшегося сторонами, так как темпы развития Европейских сообществ сделали существование ЕОУС неактуальным. В этот день в Брюсселе был торжественно спущен флаг ЕОУС.

Убедившись на примере ЕОУС в реальности экономической интеграции, её архитекторы пришли к выводу о необходимости расширения интеграции на другие сферы экономики. В результате 25 марта 1957 г. в Риме были подписаны ещё два договора - Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), которые по месту подписания получили наименование Римских договоров.

Особенно большое значение имел Договор о создании Европейского экономического сообщества, в котором сформулированы фундаментальные основы интеграционного объединения, определены условия и порядок его функционирования, закреплены важнейшие достижения в области экономического, социального и правового развития. Если Договоры о ЕОУС и Евратоме содержали положения, предназначенные для сравнительно узких сфер сотрудничества государств, то Римский договор о создании Европейского экономического сообщества имел универсальный характер. Он заложил основы нового правопорядка, начала правовой системы, регулирующей взаимоотношения её субъектов как внутри этих объединений, так и отношения сообществ с внешним миром.

В Римском договоре о Европейском экономическом сообществе подчёркивались его сугубо экономические цели. Концептуально он представлял собой последовательную программу экономической интеграции. Первым шагом на этом пути должно было стать создание таможенного союза, который был сформирован досрочно - к середине 1968 г. Государства-члены ЕЭС договорились об установлении общего внешнего таможенного тарифа и передаче Сообществу полномочий на осуществление общей торговой политики ЕЭС.

В этот период развёртывается создание «общего рынка» (свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов), складываются и утверждаются основные принципы европейского права, начинает функционировать система судебного контроля над его применением и соблюдением. В ходе данного второго этапа вырабатываются нормативные положения, обеспечившие создание и функционирование единой системы институтов, юридически оформляется новая система финансового обеспечения сообществ. В этот же период происходит существенное увеличение числа членов европейских сообществ, что, естественно, влечёт и расширение сферы применения европейского права.

Для осуществления мероприятий, предусмотренных Римским договором, был установлен переходный период, рассчитанный на 12 - 15 лет.

Очередной этап наступил с подписанием Единого европейского акта (ЕЕА), который вступил в силу в 1987 г.

В результате произошло заметное расширение сферы ведения европейских сообществ, были внесены изменения в их институциональную структуру и намечены основные контуры развития сотрудничества государств-членов в области внешней политики и безопасности. Единый европейский акт явился решительным шагом к созданию правовой основы для перехода к новому, более высокому уровню сотрудничества государств - учреждению Европейского союза.

Единый европейский акт раздвинул рамки интеграционного процесса, который был распространён на такие новые области, как валютная политика, оказание помощи менее развитым странам и регионам ЕС, охрана окружающей среды, а также координация внешней политики государств-членов при помощи Секретариата политического сотрудничества, неофициально действовавшего в аппарате Комиссии ЕС с 1970 г.

Последующий этап связан с подписанием 27 февраля 1992 г. и введением в действие 1 ноября 1993 г. Договора о Европейском союзе. По месту подписания в голландском городе Маастрихт его ещё именуют Маастрихтским договором.

В Маастрихтском договоре были сформулированы следующие основные цели:

    создание экономического и валютного союза;

    формирование общей социальной политики;

    преобразование Европейского экономического сообщества в Европейское сообщество с расширением круга его компетенции;

    дополнение наднационального экономического интеграционного строительства сотрудничеством в области внешней политики и безопасности, а также в области юстиции и внутренних дел.

Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений была созвана Межправительственная конференция, которая в сравнительно короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в Договор о Европейском союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997 г. в Амстердаме и вступил в силу 1 мая 1999 г. По месту своего подписания он получил наименование Амстердамского договора. Данным Договором была расширена сфера действия права ЕС.

Амстердамский договор установил неоспоримую обязанность всех государств-членов строго соблюдать и охранять основные права человека. Институты Союза, согласно Договору, обязаны вести борьбу с подобными нарушениями. Пострадавшие от них граждане имеют право на юридическую защиту со стороны Суда ЕС.

Новшеством по Договору явилось введение поста Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

Если Маастрихтский договор 1992 г. учредил на основе сообществ новую организацию - Европейский союз, то Амстердамский договор 1997 г. осуществил серьёзную реформу её правовых устоев, направленную на повышение эффективности и демократичности Союза и сообществ.

Решение о создании специальной комиссии для разработки Европейской хартии было принято на внеочередном саммите Европейского союза в Тампере (Финляндия) 15-16 октября 1999 г. Её базой должны были стать все международные документы о защите прав человека. Главы государств и правительств подчеркнули в ходе Европейского совета, что Хартия станет «философской и политической основой» создания «европейского пространства свободы, безопасности и законности».

Главной чертой и отличием этого документа было то, что Хартия имела целью защитить человека от произвола надгосударственных институтов Европейского союза, в то время как прежние международные декларации, хартии, международные договоры правозащитного характера и соответствующие разделы в национальных конституциях принимались с целью защитить личность от злоупотреблений государственной власти.

Наиболее важной отличительной чертой Хартии является её универсальный характер. Она закрепляет все три группы основных прав и свобод как личные (гражданские) и политические, так и права социально-экономические и культурные.

Составители Хартии нарушили традицию проведения различия, с одной стороны, между гражданскими и политическими правами, с другой - экономическими и социальными правами. В структуре Хартии все права распределяются вокруг нескольких главных принципов: человеческое достоинство, основные свободы, равенство, солидарность, гражданство и правосудие.

Хартия вступила в силу 18 декабря 2000 г. Хартия защищает права не только граждан Европейского союза, но и наделяет отдельными правами любое физическое лицо, находящееся на территории Союза независимо от гражданства и места жительства. В качестве таких прав выступает большинство личных, а также социально-экономических прав. Отдельными правами Хартия наделяет не только физические, но и юридические лица.

Непосредственными адресатами обязанностей по Хартии являются институты и органы Союза. Национальные органы также связаны признанными Европейским союзом основными правами.

Основным недостатком новой Хартии является то, что она не имеет юридически обязательной силы.

Стремясь продолжить начатый Амстердамским договором процесс подготовки институтов Союза к функционированию в расширенном составе, государства-члены 11 декабря 2000 г. одобрили Ниццский договор, который вступил в силу после завершения его ратификации в странах-участницах.

Ниццский договор не учреждает новых организаций. По своему содержанию он представляет собой комплекс поправок в учредительные договоры европейских сообществ и Европейского союза и призван углубить интеграцию внутри Союза и усовершенствовать её правовые основы.

Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран-кандидатов (13) на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов.

Такая конференция была собрана в 2003 г., результатом которой явился новый Афинский договор от 1 февраля 2003 г. между странами ЕС и кандидатами на вступление (10 стран), ставшими полноправными членами ЕС 1 мая 2004 г.

Важнейшей частью Афинского договора является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается ЕС. Данный акт в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены ЕС. В соответствии с ним, 10 новых стран присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующими на своей территории все акты, принятые в ЕС, в т.ч. Договор о Евросоюзе (ст. 49) и «Копенгагенские критерии» (сформулированы на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 г.), где установлены условия принятия в ЕС.

1 этап (1951г.- 1957г.). 18 апр 1951г. в Париже - Договор об учреждении ЕОУС(Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция).
У истоков интеграции - Робер Шуман и Жан Моннэ. Инициатором евр интегр - Фр. План Шумана – объед-я каменноуг-й, железорудной и металлург пром-ти ряда западноевроп гос-в (9 мая1950 мин ин дел Фр)
ЕОУС: отмена импортных и экспортных пошлин, количественные ограничения, дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. Единые пошлины на импорт данных товаров(для стран не входивших). Наднациональный Высший руководящий орган, -общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации. Его решения обязательны, но его д-ть координировалась прежде всего с Советом Министров, страны имели право вето. Парижский договор, таким образом, отличали осторожность проходов, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм.
Центр европейской тяжелой промышленности (в Рурском бассейне, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии), перестал быть постоянным источником войн и конфликтов там стал развивался процесс сотрудничества и прогресса. Организация открыла путь для серии новых инициатив в области европ интеграции.
2 этап (к. 50-х – нач. 70-х гг(“золотой век”)). март1957г те же 6 стран – 2 Римских дог о созд ЕЭС и Евратома (создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность).
ЕЭС отличает идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка. Цели ЕЭС:
постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-членами;
установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
ликвидация ограничений для свободного перемещения капиталов, людей, услуг;
проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта;
унификация налоговых систем;
установление правил конкуренции “на общем рынке”;
сближение законодательств стран-участниц;
разработка принципов согласования экономической политики и др.
В окт 1956г. Лондон заявил, что UK предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960г. подписана Стокгольмская Декларация- Великобрит, Австрия, Дания, Норвегия, Португ, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Параллельно в Зап Европе стали развиваться 2 типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества двух групп стран.
1 июля 1968г. (на 1,5 года раньше намеченного срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз (ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц и установлен единый таможенный тариф по отношению к 3им странам). Гармонизация стандартов и тех норм, координация хоз законодательства. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов и рабочей силы в ЕЭС.
Единая сельскохозяйственная политика(принципы: единство рынка (единые правила и нормы), преференции в отношении товаров из Сообщества(общий таможенный барьер ЕС по отношению к третьим странам), финансовой солидарности (все государства ЕЭС несут бремя единой аграрной политики). В 1962 создан Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА).
3 этап (с нач 70-х г до сер 80-х г), -противоречия и трудности в д-ти Сообщества. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.
янв 1973г. - 1 количественное расширение ЕС – Великобритании, Дании и Ирландии.
Сферой наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978г. создается Европейская валютная система (ЕВС), осн на трех основных элементах: а) ЭКЮ; б)система “европейской валютной змеи”, т.е. с одной стороны, механизм, тесно привязывающий валюты стран ЕС друг к другу (отклонения не могли превышать 1,125%), с другой – механизм совместного колебания по отношению к доллару (отклонения не могли превышать 2,25%); в)создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части (20%) национальных золотовалютных резервов стран-участниц. Валютная интеграция- большой шаг в продвижении региональной интеграции и ступень к экономическому и валютному союзу.
В 1981г. в ЕС –Греция.
4 этап (с сер 80-х до нач 90-х г). Заверш создания единого внутреннего рынка. Главной целью реформирования ЕС было создание Единого внутреннего рынка, целостной евроэкономики, что было зафиксировано в Едином Европейском Акте (ЕЕА) (1987). ЕВР должен был представлять собой “пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц”, его созд было предусмотрено к 31 дек 1992г. полное устранение физич, технич, налог и др барьеров в ЕС, что практически вело к ликвидации национальных границ, созданию однородного экономического пространства. Данная задача была в основном решена к 1 января 1993 года. На этом этапе в 1986 вступили Испания и Португалия
5 (современный) этап– переход к формированию Экономич, валютного и полит союза.
В дек 1991г. сессией Европейского совета одобрен текст Договора о ЕС (Маастрихтский Дог о ЕС).Договор вступил в силу 1 ноября 1993г., новое название – Европейский Союз.
Единое европейское гражданство, полит союз, экономический и валютный союз.1 января 1999г. - вводится в безнал евро, с 1 июня 2002г. полностью заменит нац валюты.
В 1995 г. в ЕС вошли Финляндия, Австрия и Швеция.В 2004 году в состав ЕС вступили 10 новых стран-участниц.2007 - подписание Договора о реформировании в Лиссабоне2007 - шестое расширение ЕС (присоединение Болгарии и Румынии)19 ноября 2009 - избран первый постоянный председатель Европейского совета1 декабря 2009 - вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным
образование, созданное в 1991 г., куда вошли сув... подробнее ».


  • Начало интеграции Европейского о. Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции интеграция проходит ряд этапов .


  • 24. Пути синтеза и интеграции наук.
    Можно выделить пять основных этапов развития естествознания: натурфилософия, классическое естествознание, синтетическая стадия , интегративно-дифференциальная стадия , информациологическая стадия познания природы.


  • Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции .
    Объективные основы и сущность региональной экономической интеграции . На современном этапе развития все больше возрастает зависимость экономик различных стран друг от друга...


  • Начало интеграции стран Западной Европы положил Парижский договор об учреждении Европейского объединения у.
    Основные формы региональной интеграции . В своем развитии международная экономическая интеграция проходит ряд этапов .


  • Документы, разработанные СЕ в этой области (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), используются в своей деятельности ЕС .
    СЕ и ЕС - интеграционные организации, различные по своей правовой природе.

  • Найдено похожих страниц:10




    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!