Это жизнь - портал для женщин

Звезды, которые воспитывают приемных детей. Нашла в детдоме своего сына

Известная актриса Наталия Белохвостикова уверена: всё в её жизни - случайность. И встреча со знаменитым режиссёром Сергеем Герасимовым , у которого она потом училась и снималась. И знакомство с будущим мужем - режиссёром Владимиром Нау­мовым , одним из авторов киношедевров «Легенда о Тиле», «Тегеран-43» и др. И появление нового члена семьи, Кирилла, - тоже судьба. Наталия Николаевна никогда не собиралась усыновлять ребёнка, но однажды в детском доме, где они с семьёй выступали, к ней подошёл мальчик... Ей год выматывали душу, пока она занималась оформлением документов Кирилла. «У вас кончилась эта медицинская справка, нужна новая», «Принесите подтверждение, что несудимы». Но актриса ни разу не воспользовалась своими регалиями и прошла весь тягостный бюрократический путь...

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Наталия Николаевна, вы основали кинофорум «Я и семья». Ему уже 6 лет, правильно?

Наталия Белохвостикова: Он проходит шестой год в Москве, а начали мы 11 лет назад, когда вообще проблемы семьи, приемных детей, сирот, детских домов, одиночества никто не обсуждал. На последнем фестивале неделю мы показывали кино в 8 кинотеатрах бесплатно. В любой точке, где проходит форум, а он раскидан по всей Москве, человек может просто открыть дверь и войти: слушать психологов, разговаривать с ними, общаться с режиссерами, артистами… Смотреть фильмы, спектакли. И всё это, повторюсь, бесплатно.

Наталия Белохвостикова, Владимир Наумов, Инфографика: АиФ

Наталия Николаевна, а как начинался проект «Я и семья» в знаменитой паре Наумов-Белохвостикова? Как вы познакомились?

В самолете на пути в Белград. Это судьба. Мы могли никогда не встретиться, я работала на студии Горького, Наумов снимал на «Мосфильме». Я, кстати, пробовалась в одну картину, где он был в худсовете. Но они утвердили другую артистку. Я совершенно Наумову не показалась.

Тогда, в самолёте, я увидела совершенно сумасшедшего человека, который вел себя гениально. (Смеётся)

- Что же такого сумасшедше-гениального Наумов делал?

Ему предлагали закурить, Наумов брал сигарету, ему зажигали огонек, а он не прикуривал. И весь полет нюхал эти сигаретки, мял их, табак сыпался ему на брюки, на пол... Ему предлагали закурить опять, и всё повторялось. Я думала: «Ну всё, понятно. Причуды гения». А ведь учила историю кино, Алов, Наумов... Спустя время Володя мне рассказал, что за две недели до этого полёта бросил курить, а курил он с 14 лет… Произошло это интересно. Его друг, который обладал гипнотическими способностями решил Наумова вылечить: «Слушай, ты уже немолодой человек, хватит курить, ты кашляешь без конца, ложись, сейчас я всё сделаю». Наумов улегся на диван: «Ну давай». И тот стал ему рассказывать: «Курить вредно, в лёгких будет чернота, можно заболеть, будешь долго лечиться». В общем, говорил какие-то благо-глупости, которые все говорят. Наумов лежал и ждал, когда это безобразие кончится. «Ну, всё?» - «Да, вставай, теперь курить не будешь». - «Я курить не буду?! Дай сигарету». – «На». Володя взял сигарету, подержал её и выбросил в окно. Я никогда в жизни не видела, чтобы он курил, только на фотографиях. И тогда в самолёте у него была, так сказать, ностальгия. (Улыбается)

- Как потом развивались ваши отношения?

На протяжении недели была премьера картины, где я сыграла главную роль. В Белград пришла правительственная телеграмма: Белохвостикова получила Государственную премию Советского Союза за фильм «У озера». Мне тогда исполнилось 20 лет. Я была самым молодым лауреатом Госпремии СССР, и остаюсь им, наверное, и поныне. Наумов на меня обратил внимание, посмотрел фильм. Мы стали общаться…

- Можно ли про вашу историю сказать: «Проскочила искра, вспыхнули чувства»?

Такого, что мы вернулись в Москву и уже не расстались, не было. Нет, Наумов с Аловым уехали на два месяца писать сценарий, потом Володя еще куда-то улетел... Я помню, как он вернулся из Голландии с премьеры «Бега». Прилетел ночью, позвонил: «Мне обязательно надо тебя увидеть». И когда мы встретились ночью, он мне привез вот такой букет (Актриса распахивает руки). Тюльпаны из Голландии! И ни один цвет не повторял другой, это же Голландия, страна тюльпанов, они были все разных оттенков…

- Такой красивый поступок...

Очень красивый... Володя очень много ездил в тот год. Я тоже уезжала куда-то. Поэтому мы разговаривали по телефону. По полночи.

Наталия Белохвостикова и Владимир Наумов. Фото: www.russianlook.com

- А когда вы поняли, что всё, голова только им занята?

Довольно скоро, я ведь была очень молоденькая, и меня как в воронку ввинчивала его жизнь. Его жизнь, в которой я взрослела, мудрела, мне было интересно всё. Мне было интересно его видеть, слышать, он часами читал стихи, познакомил с потрясающими людьми, водил на вечера , Бэллы Ахмадулиной. Это были его друзья... Спустя какое-то время практически каждый мы день виделись. Через год поженились.

Американские психологи говорят о том, что люди так много уделяют времени работе, а потом удивляются тому, что всё развалилось дома. Поэтому нужно хотя бы один час отрывать от работы и посвящать его только своей семье.

Что касается «лишний час семье». Это совершенная правда. Я выросла в дипломатической семье, жила с бабушкой в Москве, когда мама с папой были в Швеции. Я безумно скучала по ним.

Поэтому очень не хотела, чтобы Наташа из-за моей профессии жила так же и переживала, что я буду, как цыганка, носиться по миру. И действительно, сначала так и было, я узнала, что у нее зубик появился, по телефону. Мы тогда снимали «Легенду о Тиле», я стояла в Риге в телефонной будке, бросала эти 15-копеечные монеты и страдала, что не увидела этого зубика своими глазами. Но потом всё делала, чтобы быть с дочкой как можно больше. Надолго не исчезала и очень много делала, может, даже во вред себе и профессии, чтобы все-таки у неё не возникло чувства одиночества. Я была все время рядом, и это очень важно. Даже не знаю, кому больше - детям или родителям.

- Моя 10-летняя дочка ухаживает за мной, когда я болею. А Кирилл как ведет себя в трудные для вас моменты?

Может прийти и сказать: «Хочешь, я тебе силы дам?» Берёт мою руку в свою ручонку – и передает силы. «Тебе лучше, мам?» - «Да». У него есть умение сострадать – это очень здорово. Я вижу, как он реагирует на маленьких детей на улице, как ему каждому хочется что-то хорошее им сказать, подарить. Нельзя, чтобы это пропало.

После съёмок в «Тегеране-43» в 1981 году Ален Делон (инспектор Фош), Белохвостикова (Мари) и Наумов (один из режиссёров) подружились на всю жизнь. Фото: РИА Новости

Когда мы делали интервью с вашим супругом, он сказал, что сыном полностью занимается Наташа, все обязанности на ней.

Во-первых, у нас нет обязанностей. У нас все занимаются всем. Естественно, есть няня, которая сына отводит и приводит из школы, потому что мы этого не успеваем. Она помогает ему.

Во-вторых, как только входит папа домой, Кирилл кидается к нему и начинает сообщать, что было за день. Он, кстати, снимается сейчас у отца в «Сказках Пушкина», играет юнгу в «Сказке о царе Салтане».

Они рисуют вместе, лепят вместе, болтают, у них какие-то свои мужские тайны. Это их мужская жизнь личная. Женщинам там места нет. (смеётся)

- Пианист сказал, что самые строгие его критики – родители. А вы как ведете себя по отношению дочери? Поддерживаете во всех ее творческих начинаниях или тоже можете раскритиковать?

- «Бездарно» я не говорю никогда, и вообще считаю, что неправильно давать такие оценки. Наташа поначалу сама снималась, окончила актерский факультет, а потом режиссерский окончила и стала снимать кино. Я у нее снималась в первой картине «Год лошади», во второй «В России идет снег», где играл , наверное, это была одна из последних его ролей в кино, картина еще не вышла. И вот сейчас снимаюсь, Наташа с отцом снимает «Сказки Пушкина».

На первой картине, Наумов, будучи продюсером, дал дочке слово, что ни на одну съемку не придет. Всё, что она сделает, сделает сама. И хорошее, и плохое, и ошибки, и удачи – это всё будет её. Они договорились и оба сдержали это слово. То есть Наташа полностью прошла путь от звонка до звонка как режиссер на первой полнометражной большой работе, без помощи папы-мамы. Я была на площадке, но я была артисткой и не лезла в то, как снимать, как играть кому-то там, кого снимать – это нереально в нашей семье.

Наталья Белохвостикова в роли Лены Барминой в кадре из художественного фильма «У озера» Фото: РИА Новости

- Когда вы решили усыновить Кирилла, как отреагировала на ваше решение семья?

Мы ездили всегда вместе в детские дома. Володя и Наташа Кирюшу увидели в первый же день. Однажды мы с Володей сидели вечером и он говорит: «А что он там делает в своем одиночестве?» - «И я об этом думаю. И мы поняли: ну невозможно продолжать так же жить, куда-то ездить, улыбаться и знать, что вот он уходит в никуда и, скорее всего, в беду, в одиночество, потому что очень редко у кого из этих воспитанников складываются судьбы.

У нас была картина «Год Лошади в созвездии Скорпиона». Мы снимали там лошадь. Когда закончили съёмки, она жила в частной конюшне, и хозяйке было всё равно, что будет с животным, на нём, уже обессиленном, играли ножом в крестики-нолики. Этот конь был моим потрясающим партнером в фильме, а друзей не предают, считаю я. Я лошадь купила в итоге. Не смогла бы жить с мыслью, что её на мясо сдали. И вот этот наш друг стоит теперь на ипподроме, ресницы белые, носиком тычется, когда мы к нему приходим. Пока сын увлечен единоборствами, но, может быть, наступит миг, когда он придет на ипподром и будет заниматься всерьез конным спортом. Потому что туда не прийти нельзя, там здорово, такой мир фантастический, удивительный. Так что у меня очень много подопечных.

- Вам много пришлось в укладе семьи поменять с появлением Кирилла? Все-таки маленький ребенок…

Вообще ничего не меняли! Как будто так и было, будто он всегда жил с нами. Он многое для меня открыл. Я люблю Италию и хорошо ее знаю. Я там и снималась, и дружила с Феллини, с Тонино Гуэрра, с Франческо Рози , у меня там горы друзей. Но это была одна Италия. А с сыном - другая Италия, когда в отеле и всей округе тебя все любят, потому что ты мама Кирилла. У него друзья появляются через несколько часов всюду, куда бы он ни приехал, в какой бы части мира. Очень добрый.

Я вот слушаю вас, с каким вы теплом говорите про свой дом, близких… То есть в первую очередь Белохвостикова - не творческая личность, не актриса, а все-таки женщина, которая хранит свою семью?

В первую очередь я женщина, конечно. А женщина - это существо, которое без любви, без семьи, без уютного дома не может. Я себя не вижу без своих близких.

«Наша встреча с Кирюшей произошла не просто так, у нее есть своя загадка», - говорит Наталья Белохвостикова, несколько лет назад вместе с мужем Владимиром Наумовым усыновившая трехлетнего мальчика.

Наташа, в этом году ваш приемный сын Кирилл уже пошел в школу. Как же вы живете с той поры, когда усыновили его, не приходилось ли жалеть о принятом решении? Извините уж за прямоту, но вы с Владимиром Наумовичем люди далеко не юные… - Вы правы, действительно, нам с Володей не по 25 лет, и было бы странно, если бы мы этого не осознавали.


Фото: Елена Сухова

И разумеется ни о каком усыновлении у нас и мысли не было. Жили, снимали кино, и вдруг… Вот недавно Кирюшка мне сказал: «Это просто Бог так хотел, чтобы мы встретились». Я спрашиваю: «А почему ты так думаешь?» «Потому, что я его просил», - отвечает. Причем разговор этот случайно завязался. Мы с ним играли, хулиганили, и я, хохоча, говорю: «Ну вот что ты тут шалишь? Откуда ты взялся, что - из воздуха соткался тут у меня? Кто ты такой, ну-ка объясни мне?» «Твой сын», - смеется. «Ну и как же ты сюда попал?» - продолжаю шутить я. А он вдруг перестал улыбаться, посмотрел на меня так серьезно, внимательно и говорит: «Я каждый вечер Боженьку просил, чтобы вы меня нашли…» У меня даже дыхание перехватило. Его же никто из нас этому никогда не учил…

В общем, наша встреча с Кирюшкой произошла не просто так, какая-то своя загадка у нее есть. Ну вот как объяснить, почему он ко мне подошел? Сам. Понимаете? Вот в чем фокус. Совсем маленький, трехлетний, человек подходит и говорит: «Тетенька, у всех есть крестики, а у меня нет. Подарите мне, пожалуйста…» Признаюсь, одно время я часто думала о том, стоило ли нам с Володей решаться на усыновление, но, как только начинала размышлять на эту тему, тут же перед глазами возникала одна и та же картина: Кирюшка, маленький человечек в вытянутых на коленках зеленых колготках, совсем один удаляется от нас по этому длинному, унылому, безнадежному детдомовскому коридору… Тот самый мальчишечка, который на днях попросил у меня крестик и больше ничего. Который не кричал, как все дети в детских домах: «Возьмите меня, я самый лучший...», не висел на мне вместе с другими словно гроздья винограда.

Нет, этот человек не надеялся ни на что. Разве только на крестик… Знаете, родители мне в детстве часто говорили: «Живи так, чтобы не было стыдно перед самой собой». Вот в случае, если бы мы не забрали Кирюшу, мне жить было бы очень стыдно. И страшно.

- Кирюша что-нибудь рассказывал о своей прошлой жизни?

Ничего, никогда. Не хочет. Понятно, что жизнь сильно ударила его в самом начале, но он свое прошлое перечеркнул, забыл. Ну, конечно, не до конца. Я думаю, у него есть своя закрытая сфера, но уверена в том, что не должна, не вправе в нее внедряться. Кирюшка имеет право на эту тайну, и если он не рассказывает о ней, то, наверное, ему это слишком больно, иначе наверняка рассказал бы.

По моему глубокому убеждению, надо дать возможность человеку отпустить свое прошлое. И не нужно ждать никакого выплеска эмоций. Из той жизни он ушел навсегда. Какое-то время мы постарались подержать его, как в коконе. Шептали ему: «Все, успокойся, малыш. Теперь у тебя совсем другая жизнь, а в ней только любовь, тишина и спокойствие. И интересные книжки, фильмы, цирки, театры. И много-много радостей и удовольствий». В общем, окунули человечка в настоящий детский мир - добрый, тихий, окутанный любовью и защищенностью.

- К детским психологам водили - чтобы получить от специалистов рекомендации по правильному воспитанию?

Нет. Я считаю, что лучших психологов, чем родители, не существует, в том случае, конечно же, если они любят своих детей.

Канал: Первый канал.

6 декабря 2017 года советскому и российскому режиссеру Владимиру Наумову исполнится 90 лет. К этой знаменательной дате Первый канал снял документальный фильм «Все слова о любви» о культовом постановщике. Масштаб личности Наумова поистине эпохальный: на его счету фильмы, уже ставшие легендами. В их числе экранизация романа Николая Островского «Как закалялась сталь » - историческая драма «Павел Корчагин» , снятая совместно с Александром Аловым и увидевшая свет в 1956 году. Главная роль в этом фильме сделала на тот момент 22-летнего Василия Ланового знаменитым на всю страну.

Еще одна экранизация классики, превратившаяся в умелых руках Владимира Наумова и Александра Алова в настоящий шедевр – это военная драма «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова. В фильме 1970 года выхода главные роли исполнили Людмила Савельева , Алексей Баталов , Владислав Дворжецкий , Михаил Ульянов , Евгений Евстигнеев , Татьяна Ткач и другие. В 1976 году, опять же в тандеме с Александром Аловым, Владимир Наумов снял дилогию «Легенда о Тиле» . Звездой приключенческого фильма стал эстонский актёр Лембит Ульфсак .

В общем, в творческой биографии Владимира Наумова трудно выделить что-то однозначно лучшее, но вот фильм 1980 года выхода «Тегеран-43» обойти вниманием ну никак нельзя. В этой картине главную роль исполнила супруга и муза Владимира Наумова Наталья Белохвостикова, а ее партнером по съемочной площадке стал, кто бы вы думали, сам легенда французского кинематографа Ален Делон . Кстати, именно к этой ленте была написала песня «Вечная любовь», мотив которой у всех на устах.

Владимир Наумов - настолько многогранный и именитый кинематографист, что впору и о нем самом снимать фильм, что и сделал Первый канал. В проекте «Все слова о любви» в центре внимания история знакомства постановщика и его супруги Натальи Белохвостиковой, которая младше режиссера на 24 года. Также речь пойдет о первых в некоторых случаях неловких, а в некоторых очень даже романтичных ужаживаниях режиссера за будущей супругой. Кстати, все усилия Владимира Наумова не прошли даром - удалось построить крепкую семью. На сегодняшний день постановщик и актриса женаты уже 43 года. Но не только «любовная линия» легла в основу документального фильма - речь пойдет и вещах вполне мистических.

Владимир Наумов

Семейная трагедия застигла Владимира Наумова, когда постановщик был в самом расцвете сил. Он шел по жизни красивый, тридцатисемилетний, и вдруг счастю пришел конец. Первый брак распался, актриса Эльза Леждей ушла к другому мужчине, забрав и сына. Эту историю мэтр кинематографа предпочитает не вспонимать.

Личную жизнь Владимира Наумова в корне изменила сколь случайная, столь же и судьбоносная встреча. По пути на кинофестиваль в Белград режиссер познакомился в самолете с блистательной молодой актрисой Натальей Белохвостиковой . Она стала музой постановщика на всю оставшуюся жизнь. А в первые дни знакомства Владимир Наумов как только ни пытался произвести впечатлкние на свою зазнобу – и говорил, что живет с настоящим бурундуком, и подшучивал, как мальчишка периода пубертата. Он без зазрения совести подтрунивал над Натальей Белохвостиковой, включая при ее появлении на публике игрушку-хохотуна с вульгарным смехом. Окружающим казалось, что не в меру заразительно смеется сама Наталья. Ей, скорее всего, было не весело, а приходилось краснеть почем зря.

Владимир Наумов с приемным сыном Кириллом Белохвостиковым

Первое любовное признание режиссер сделал своей будущей супруге и вовсе через статью в газете. Корееспондент задал вполне себе тривиальный вопрос: что, мол, впечатлило Владимира Наумова на фестивале в Югославии. Судя по всему репортер не ожидал такого ответа: «Наталья Белохвостикова». А как «кинематографично» Владимир Наумов сделал своей зазнобе предложение руки и сердца! Режиссер вынудил свою любимую написать расписку на салфетке в ресторане, что да, она согласна стать его женой. Сразу видно, неординарная пара.

Народная артистка РСФСР, лауреат двух государственных премий Наталья Белохвостикова росла в семье дипломатов. Ее родители познакомились в Канаде, где отец работал послом, а мать – переводчиком.

Наталья родилась 28 июля 1951 года в Москве, но когда ей был годик, родителей направили работать в Англию, дочь они забрали с собой. Актриса говорит, что помнит коронацию королевы Елизаветы. Мама Наташи была в сиреневом платье, длинных перчатках и шляпке с вуалью. В три года родители повели ее в лучший лондонский магазин и позволили выбрать все, что ей понравится. Наталья долго ходила, а потом попросила еще раз посмотреть на понравившуюся куклу ростом с неё. Куклу ей купили.

Белохвостикова жила в Лондоне, пока ей не исполнилось 5 лет. Она свободно владела английским, а с 2-х лет бывала на сеансах советских фильмов. В школу девочка пошла уже в Москве – родители отправили ее к бабушке. Она тосковала по родителям, чтобы унять эту тоску, читала и представляла себя актрисой.

В 1968 году Наталья Белохвостикова поступила во ВГИК на курс , хотя еще не окончила последний класс школы. Старшеклассница заинтересовала мастера артистическим талантом и необычными внешними данными. Сергей Герасимов лично пригласил большелобую, хрупкую, среднего роста (168 см) девушку через режиссёра Марка Донского. В 1971 году талантливая студентка получила диплом института.

Фильмы

Актрисе было 14 лет, когда она впервые снялась в кино. Наталья гостила у родителей в Стокгольме, когда режиссер Марк Донской снимал картину «Сердце матери». Людей для массовки он искал на детской площадке. Там и увидел Наталью, которой предложил роль Марии Ульяновой.


В следующий раз Белохвостикова снялась в картине своего учителя «У озера», когда училась на втором курсе ВГИКа. Герасимов не скрывал, что роль Лены Барминой писалась именно под эту актрису, потому что в ней была чистота, мягкость и аристократизм, присущие героиням русской классики. После этого фильма Наталья Белохвостикова получила Государственную премию СССР и стала самым молодым лауреатом.

Вместе с актрисой в фильме сыграли также другие ученики мастера - и . В фильме речь пошла о взаимоотношениях молодой комсомолки Лены Барминой и директора предприятия Василия Чёрных (), которые разворачиваются на фоне борьбы за сохранение экологической чистоты озера Байкал.

В 1971 году актриса снялась в фильме «Пой песню, поэт», где преобразилась в героиню Анну Снегину. Роль в киноновелле исполнил . Через год артистка преобразилась в , невесту и будущую супругу , в драме «Надежда». Партнёром актрисы по сценической площадке выступил .


В 1973 году Наталья снялась в киноленте «Океан», где примерила на себя образ романтической героини Анечки, жены Платонова ().

В 1976 году Наталья сыграла Матильду де Ла-Моль в картине «Красное и черное» по одноименному роману Стендаля. В фильме подобралась звёздная актерская команда, где, помимо Белохвостиковой и Еременко-младшего, блистали , .

В этом же году Белохвостикова появилась ещё в одной значимой для себя роли. Актриса перевоплотилась в героиню Неле в приключенческом фильме Александра Алова и «Легенда о Тиле» о средневековой Фландрии, переживающей период освобождения от гнета испанских правителей.


В конце 70-х фильмография актрисы пополнилась также работой в экранизации «Маленькие трагедии», где Наталья перевоплотилась в Дону Анну. Последнюю роль в своей жизни - Дона Гуана - в этом фильме сыграл . Лучшие роли в кино Наталья Белохвостикова сыграла в фильмах режиссеров А. Алова и В. Наумова. Помимо Неле в «Легенде о Тиле», Белохвостикова отличилась ролью Эммы в картине «Берег» и Лены в драме «Десять лет без права переписки».

В культовом советском фильме «Тегеран-43» актриса сыграла сразу две главные роли – Натали и Мари. Съемки в этом проекте стали звездным часом творческой биографии Белохвостиковой. В этот период сформировался уникальный актерский почерк Натальи Белохвостиковой. В ее героинях земное начало и неземная утонченность дополняли друг друга, прекрасно сочетаясь.


В фильмографии актрисы больше 30 фильмов, но в последнее время она редко балует поклонников своим творчеством. Все образы, созданные ею на экране, реалистичны, хотя и характеры у героинь разные. Среди киноработ Натальи Николаевны много драм и социальных драм. Она играла главную роль в картине «Змеелов», снималась в драмах «Закон», «Разыскивается опасный преступник», «Белый праздник».

На счету актрисы - работы в фильмах «Стакан воды», «Названый друг», «Две главы из семейной хроники», «Принцесса цирка». В середине 80-х Наталья появилась в социальной драме «Законный брак», позднее снялась в экранизации «Выбор».

В 2004 году на экраны вышла драма «Год лошади – созвездие Скорпиона», сюжет которой рассказывает о цирковой наезднице Марии. Она узнает, что ее коня собираются отправить на бойню и решает выкрасть его из цирковой конюшни. Этот фильм интересен тем, что его снимала дочь Натальи Белохвостиковой.


Наталья Белохвостикова в фильме "Джоконда на асфальте"

В картине «Джоконда на асфальте», вышедшей в прокат в 2007 году, актриса снималась вместе с дочерью. Эта трогательная история рассказывает о девушке из богатой семьи, супруг которой погиб в Чечне.

Личная жизнь

Личная жизнь актрисы протекает без потрясений. Наталья Белохвостикова замужем за режиссером Владимиром Наумовым. Супруг старше ее на 24 года, но, как говорит актриса, разницы в возрасте она никогда не ощущала.


Наталья познакомилась с Владимиром в аэропорту «Шереметьево». Оба летели на фестиваль в Белград. Белохвостикова говорит, что увидела в самолете сумасшедшего гения. Наумову предложили закурить, он брал сигарету, нюхал ее и мял в руках, табак сыпался на брюки. Позднее Наталья Николаевна узнала, что за две недели до того полета Владимир Наумов бросил курить. Режиссер обратил внимание на нее в Югославии, после просмотра фильма с ее участием. Наталья и Владимир начали общаться, затем поженились.

В 1977 году у пары родилась дочь Наталья. Повзрослев, она продолжила дело родителей – снимается в кино, как мама, и снимает кино, как папа.


В 2007 году в их семье появился сын Кирюша – пара усыновила трехлетнего мальчика из детского дома. Наталья Белохвостикова говорит, что их встреча была не случайной. В детском доме, куда актриса с мужем приехали в рамках фестиваля «Я и семья», к ним подошел мальчишка и сказал: «Тетенька, у вас крестик есть, а у меня нет. Подарите мне» .

Кирилл не кричал, что он самый лучший, не висел с другими мальчишками на заборе, ничего не просил – только крестик. Спустя годы он признался актрисе, что Боженька ему помог обрести родителей, потому что он каждый день к нему обращался с этой просьбой.


Семья – главная ценность в ее жизни. Наталья Николаевна говорит, что в первую очередь она женщина, которая не может жить без любви, близких людей, детей и уютного дома. Наталя Белохвостикова предпочитает жить уединенно, поэтому не использует социальные сети, в том числе и Инстаграм, для размещения персональных фото.

Наталья Белохвостикова сейчас

Сейчас Наталья Белохвостикова не снимается в кино. Силы актриса направляет на воспитание сына Кирилла. В фильме Владимира Наумова «Сказка о царе Салтане» мальчик сыграл юнгу на корабле. В фильме также снялась мама мальчика - Наталья Белохвостикова.


В 2017 году актриса была удостоена премии за помощь детям-сиротам, которая вручается ежегодно мэрией Москвы. Помимо Белохвостиковой, в этом году награду также получили главный тренер футбольного клуба «Уфа» , журналистка Ольга Алленова и президент УК «МКБ Капитал» Роман Авдеев.

Фильмография

  • 1965 - «Сердце матери»
  • 1969 - «У озера»
  • 1973 - «Надежда»
  • 1976 - «Красное и черное»
  • 1976 - «Легенда о Тиле»
  • 1979 - «Маленькие трагедии»
  • 1980 - «Тегеран-43»
  • 1982 - «Принцесса цирка»
  • 1985 - «Змеелов»
  • 1990 - «Десять лет без права переписки»
  • 2001 - «Часы без стрелок»
  • 2004 - «Год Лошади - созвездие Скорпиона»
  • 2007 - «Джоконда на асфальте»
  • 2009 - «В России идет снег»

Актриса рассказала о своих параллельных жизнях

Мы сидели с Натальей Белохвостиковой в кафе за столиком на улице. Мимо проходили люди… И никто ее не узнавал. Ее, суперзвезду советского кино, главную красавицу 70-х и 80-х… А когда я отправлялся к ней на встречу и сказал об этом коллеге, он спросил: «Как, а она еще жива?!» Мне его захотелось прибить прямо на месте. А «У озера»? А «Красное и черное»? А «Маленькие трагедии»? А «Стакан воды»? Люди, ау, что с вами! Как же это несправедливо…

«Лисы приходят, белки прыгают»

- Наталья Николаевна, вы - звезда?

Не-е-ет. Я - человек.

- Вы всегда так отвечали на этот вопрос?

Абсолютно! Мне стыдно. Когда Герасимов слышал слово «звезда» от кого-то, он грустнел, а мы стеснялись. Еще со времен ВГИКа. Слово «звезда» - это что-то такое неправильное. Вот Артист с большой буквы - да, это хорошо.

Знаете, я в редакции сказал, что иду с вами встречаться, и некоторые… стали вспоминать, к кому это я иду. Потому что вас давно нет в медиапространстве.

В медиа - да. Но картины не выходят, проката нет. Наташа, дочь, сняла замечательный фильм, где последнюю роль сыграл Золотухин, - «В России идет снег», он так практически и не вышел. Я там, кстати, совершенно не похожа на себя. Играю битломанку, которая поет песни «Битлз», пьяная поет с Золотухиным… Но этого никто не видел. Очень жалко. Там прекрасная работа Золотухина, фантастическая, это его последняя роль. Очень смешная картина и очень страшная. Может, ее покажут когда-нибудь. Сейчас мы снимаем «Сказку о царе Салтане», но никак она недофинансируется у нас.

- А кто снимает?

Наумов, Наташа ему помогает. Сняли полкартины. Я играю сватью бабу Бабариху, смешно, материал замечательный. Но хоть Пушкин - наше всё… К кому обращаться? Тусовки я не очень люблю, общаюсь только с теми, кто мне дорог и близок. А влезать в то, что я вижу на экране, - мне как-то жалко времени. Прошло то время, когда планка держалась, сейчас она как-то очень падает. Поэтому хочется заниматься только тем, чем хочется.

- А чем хочется? Выращивать помидоры на даче?

Нет, я совершенно городской житель. У меня был фестиваль, который проходил двенадцать лет. Он закрылся. Сейчас я создаю фонд. И вот посредством этого фонда будем делать какие-то хорошие дела, хотя они опосредованно связаны с кино. Но мне это сейчас интересно. Потом мы с Володей пишем книжку, каждый свою историю. И это мне интересно. А грядки - нет. У меня, знаете, на участке лес. И те, кто входит, им становится немножечко неуютно, потому что дом и вековые дубы… Лисы приходят, белки прыгают…

- Но публичные мероприятия вы все-таки посещаете?

Очень редко бывают у меня встречи со зрителями, я это не очень люблю. Но вот на днях я ходила на концерт Евтушенко. Он лучший друг Наумова! Его великие стихи «Кладбище китов» посвящены Наумову.

Вы говорите, что стихи любите. Но вот есть Светлана Крючкова. Когда она не снимается, то как раз стихи и читает - Ахматову, Цветаеву… То есть она хочет быть в работе, быть востребованной. А вы так не хотите?

Светлана всегда замечательно читала стихи, это было ее жизнью, она в этом находила какую-то отдушину. Я этим профессионально и всерьез не занималась, я жила своим фестивалем. И актерство - не единственный путь в этой жизни. Мир велик…

- А актерская профессия может надоесть? Ну, как любая другая.

Надоесть? Нет, это такое болото, которое надоесть не может.

- Болото?

По-моему, да. Ну, это тина такая. Если тебе хоть раз показалось, что да, это удалось, - тогда надоесть не может. И у меня всегда параллельно с жизнью кинематографической была другая еще жизнь.

- Другая жизнь - это что?

Человеческая. Я никогда не играла несколько ролей одновременно, никогда не пыталась что-то ухватить. Жизнь позволила это сделать, потому что у меня был тыл, у меня был Володя - и есть. У меня была масса друзей - и есть, по всему миру. Мне это доставляет огромную радость. Не могу сказать, что вот, если сейчас я не играю, это вызывает во мне какие-то страдания. Я знаю, будет что-то хорошее. Вот этого я жду. Но, правда, учитель был великий и планка была высокой, партнеры были великие, и играть абы что не хочется.

- А театр?

Ну, я киношная девушка. Я очень часто пыталась начинать что-то репетировать в разных театрах, меня часто зовут… Я говорю: да-да-да, хорошо, сейчас… Но потом наступает миг, когда я думаю: да что ж я делаю-то! И убегаю в кино. Наверное, не дано 150 раз выходить на сцену. Все-таки искусство кино и театра - две очень далекие вещи. Так еще Герасимов говорил.

У вас всегда остаются хорошие отношения с партнерами по фильмам, в которых вы играете? Или просто вы такая позитивная? Вот та же Гурченко в фильме «Пять вечеров» играла такую любовь с Любшиным, а в жизни вообще его не замечала.

Нет, я другая. Я могу работать только с людьми, у которых есть команда, понимание друг друга. С людьми одной крови. Если какой-то ежик пробегает, я уже совершенно нахожусь в полупараличе и не знаю, что с этим делать. У меня нет плохих отношений с моими партнерами, ни с кем. Но, к сожалению, очень многих партнеров уже нет - любимых, дорогих.

- Например, Василий Макарович Шукшин... Он же был сложнейший, взрывной, непредсказуемый человек.

Я этого вообще не знала. Я видела его искрящиеся глаза, в которых невозможно было не утонуть. Он мне, 17-летней девчонке, просто помогал каждую секунду. Даже когда снимался не его кадр, он стоял за камерой. Это счастье, что Шукшин был моим первым партнером. Вы знаете, чем мощнее человек, артист, тем он добрее к миру.

«Я делала себе старческий грим по 5 часов»

- А к Англии как вы относитесь?

Хорошо. Я же там выросла. Да я ко всем странам хорошо отношусь, а жить могу только здесь.

- Ну, у вас такие родители…

Да, дипломаты. Папа - посол. Я маму помню, которая собиралась на коронацию Елизаветы II. Много впечатлений, хотя я была малюткой совсем. В кино меня там первый раз привели. Но это было все-таки советское воспитание, мы жили очень замкнуто, в посольстве. И в садик я ходила на территории посольства. А когда мне было пять лет, мы вернулись в Союз.

- Но потом возвращались?

Да, была несколько раз. Когда снимали «Тегеран-43», например… Но меня больше манит Италия, где я очень много снималась. Я люблю все эти горбатые городки… Я люблю Тонино Гуэрру и все, что с ним связано. Я с ним очень много общалась. Мне в Италии хорошо. Я вспоминаю Феллини, Франческо Роззи, людей, которых я знала…

А Джульетта Мазина? Кончаловский рассказывал, что, когда в конце фильма «Ночи Кабирии» он смотрит эпизод, где она ограбленная идет и смеется сквозь слезы, он плачет. Всегда.

Тонино Гуэрра сказал, что я ему напоминаю Джульетту Мазину. И я безумно ему за эти слова благодарна, потому что снималась в картине «Белый праздник» по его сценарию. И он тогда еще сказал про меня: «Я очень хочу, чтобы она читала мои стихи».

Наумов должен был снимать фильм с Марчелло Мастроянни по сценарию Тонино Гуэрры. Марчелло приезжал из больницы в дом Тонино, и они втроем с Наумовым писали сценарий, а мне было позволено сидеть в уголке. Такого кайфа я не испытывала больше никогда. Они хохотали, сочиняли…

- На каком языке разговаривали?

По-английски. К тому же Лора, жена Тонино, все переводила по-русски. Марчелло рассказывал, как он своим женам отдавал все время… что только не отдавал! Они подтрунивали друг над другом, эти великие старики.

Наталья Николаевна, вы же в 70–80-е годы были одной из главных красавиц советского кинематографа. Не было такого момента, когда режиссер попросил вас раздеться и сыграть интимную сцену?

У меня такого не было.

- Но если бы попросил, согласились бы?

А кто меня знает.

Но разве вы никогда не пользовались своей красотой, играя роль в кино? Ведь красивая актриса - это очень опасно, иногда кроме смазливого личика там внутри остается не так уж много. Пример? Мэрилин Монро.

Судьбы разные совершенно. Вот я со своим лицом делала все что можно и нельзя. Я делала себе старческий грим по пять часов. Я творила беспредел какой-то, который ни одна нормальная женщина себе не позволит. Даже лишнюю морщинку.

- Это в фильме «Берег»?

И «Берег», и «Тегеран-43». Потом лицо болит, кожа болит. И ты не молодеешь после всех этих процедур. Но я вот такая безбашенная, делала это - и радовалась, что на экране получается старуха.

- Но у вас нет сожаления оттого, что что-то не сыграно? Или у вас вообще нет амбиций?

Я четко знаю, что выстраивала свою жизнь так, как считала правильным. От очень многих ролей отказывалась, да. Но я никогда не оглядываюсь назад и не говорю себя, что была не права. Я всегда была разумна, всегда соображала что делаю, и если двадцать лет назад, тридцать, год назад поступала так, как поступала, то на это были причины.

- Это называется - ни о чем не жалею.

Да, не жалею. Я не смотрю свои картины, я их не пересматриваю. Я иду вперед.

- И мои любимые «Маленькие трагедии» не пересматриваете?

Нет, не смотрю. Другие сцены - пожалуйста, ради бога, а когда начинается донна Анна - всё, выключаю.

- А Высоцкий вам говорил, что вы такая красивая? Или что такая талантливая?

Нет, ничего не говорил. Мы с ним говорили басом, когда снимались, потому что я была больна безумно. И оба хохотали, и вся группа хохотала. Он был очень смешливый. Донна Анна - она же испанка, черненькая. И там эта сцена, когда «черные власы на мрамор бледный рассыплете…» - Пушкин написал, не кто-нибудь. А режиссер Швейцер был убежден: «Ангел в России должен быть с белыми волосами». Приходил Володя в павильон и говорил: «И чудные власы на мрамор бледный рассыплете». Мы так и сняли, поправили Пушкина.

- И никто не заметил.

И никто не заметил, да. Высоцкому нравилось, что он там снимается. Вообще, мне очень жалко, что он так мало сыграл. Писали на него сценарий. И Швейцер его утверждал три месяца, говорил, что не начнет снимать, пока не утвердят Высоцкого. Планы были немыслимые, но это была его последняя роль. Картина вышла 23 июля, а 25-го он умер. Он не видел фильм.

Помните историю, когда Говорухин снимался в «Ассе» у Соловьева? Все же режиссер маститый, стал Соловьеву чего-то подсказывать, а он ему: «Ты актер, твое место в буфете». Вы никогда не подсказываете ничего режиссеру?

Я не конфликтная, но отстаивающая свою позицию. Я и в жизни не конфликтная, но делаю то, что хочу сделать. Я просто внешне белая и пушистая… А на самом деле - не белая и пушистая. Разная.

«Если мне что-то не нравится, я лучше промолчу. У меня папа дипломат»

- А Наумов это хорошо знал? Или вы как-то поначалу притирались?

Мы поженились в 72-м. Просто нашлись друг для друга, никто ни к кому не притирался. Нам было комфортно с самого начала вместе. Он понимал, что я артистка, он видел фильм «У озера». Человек, который сыграл трехчасовую монокартину, не может быть ни мямлей, ни ведомой. Но если бы я не встретила Алова и Наумова, моя судьба была бы совершенно иной, и мы бы с вами сейчас не сидели и не разговаривали.

- А когда Алова не стало… Как Наумов это пережил?

Ушел лучший друг в первую очередь. С юности. Наумов ходил черный целый год, это был совершенный кошмар. Алову было всего 59… Они были единым целым. Утро начиналось со звонка, вечером - звонок по телефону, несмотря на то, что целый день на студии и жили в соседних домах. Это была настоящая мужская дружба, которую я больше никогда ни у кого не встречала. Они подружились еще во ВГИКе, в 49-м. А уже в 53-м снимали «Тревожную молодость», потом - «Корчагина». В Киеве они начали снимать. У них весь курс был очень известный: Параджанов, Озеров, Хуциев… Звездный курс!.. У Александра Александровича была страшная контузия во время войны, он ходил с палочкой. Война его и добила спустя годы. Мы понимали, что он болеет, но он никогда в жизни не показывал это. Я не видела, чтобы он уставал, он всегда улыбался…

- Недавно я смотрел фильм «Бассейн» 1969 года с молодым Аленом Делоном…

А я там обожаю Роми Шнайдер, она великая артистка!

Но с Делоном вы встретились немножко позже - в «Тегеране-43». В этом фильме он не был «приглашенной звездой», работал как все?

Да, Ален совершенно не пафосный. Как ребенок, как все мы, артисты, обидчивый, и настроенческий, и переживающий, как получилось… Все то же самое. Вообще, артисты - это одна национальность, по-моему.

- И не требовал себе отдельный вагончик?

Никогда в жизни! Мы с ним очень похожими оказались. Это единственный партнер в моей жизни, который не обедает. Вот начинается обеденный перерыв, все идут обедать… Делон идет в одну комнатку, я - в другую, мы пьем чай и сами с собой разговариваем… Знаете, он не любит ошибаться. Один раз он ошибся, перепутал текст - и просто стал серым. А по жизни он везунчик, конечно, всегда выигрывает.

- Слушайте, вы какая-то воздушная. Для вас плохих людей вообще не бывает? Вы обо всех говорите только хорошее.

Ну да, даже если мне что-то не нравится, я лучше промолчу. У меня папа дипломат.

- Вы не виноваты, это гены!

Жизненная позиция - улыбайся, держи спину ровно и делай то, что должно. Хорошие родители были, мудрые, которые научили ко всему относиться нормально. Кстати, о Делоне. Он ведь тоже занимается не только кино. Лошадьми, собаками, он делает духи, у него вертолет… Я не знаю, чем он не занимался в своей жизни. Он сейчас говорит: «Мое любимое место - мой загородный дом, мои собаки. Похороните меня с ними». И ничего вы с ним не сделаете. У каждого свой путь.

- Но ваш путь еще и такой, что Кирилл у вас появился. Ему сейчас 13?

Да, и он выше меня ростом.

- 13 - переходный возраст. Это непросто, я по себе помню.

Нет, он замечательный. То, что Кириллу было так непросто в первые годы его жизни, видимо, оставило свой след, потому что он сострадает, жалеет, болеет за всех. Хочет все отдать, всем помочь. А так он ужасно талантливый парень, собирается стать математиком. Так что у нас все впереди. Знаете, мои родители мне не сказали «нет» однажды, и я им за это благодарна. Поэтому родители должны иметь мудрость сказать: давай, мы тебе поможем.

- Помимо кино и семьи что вас еще волнует в этой жизни?

Я же дочка дипломата, я миротворец по жизни. Вот убили Павла Шеремета - и я до трех ночи не спала, ворочалась, хотя лично не была знакома. Меня все это просто размазывает по стенке, я не понимаю, за что это. Мне страшно. Ведь люди не для этого рождаются. Может, мир сошел с ума?..



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!